Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Юрия Константиновича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о возложении обязанности выплатить недоплаченные суммы разовой денежной помощи ко Дню Победы, индексации и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Иванова Ю.К. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 30 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Иванов Ю.К. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее, также- Департамент) о возложении обязанности выплатить недоплаченные суммы разовой денежной помощи ко Дню Победы, индексации и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Иванов Ю.К. является региональным участником боевых действий. В соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" размеры социальных выплат, которые предоставлялись до 21 февраля 2014 года, не могут быть снижены. В соответствии с законом Украины до 21 февраля 2014 года выплата к 9 Мая для участника боевых действий равна 5 минимальным пенсиям. Однако с 2017 года истцу выплачиваются ко Дню Победы суммы в меньшем размере.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил возложить на ответчика обязанность выплатить недоплаченные суммы социальной помощи к 9 Мая за 2017-2020 г.г. с учетом индексации и компенсировать моральный вред.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 июня 2020 года в удовлетворении иска Иванову Ю.К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 октября 2020 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Иванова Ю.К. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Иванов Ю.К. просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В кассационной жалобе Иванова Ю.К. содержится ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Представитель ответчика о причинах своей неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела, судами не было допущено.
Согласно ст. 12 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", ежегодно до 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере, который определяется Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины.
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее- Закон N 106-ЗС), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
Указанным законом установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, и дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 27 Закона N 106-ЗС меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.
Статьей 23 Закона N 106-ЗС в качестве дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, установлена ежегодная выплата разовой денежной помощи ко Дню Победы некоторым категориям жителей города Севастополя, в том числе гражданам из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года (пункт 6 части 1 статьи 23).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 106-ЗС размеры ежегодных выплат определяются постановлением Правительства Севастополя в пределах бюджетных назначений, установленных бюджетом города Севастополя на соответствующий год.
Правительством Севастополя установлена выплата разовой денежной помощи ко Дню Победы гражданам из числа участников боевых действий, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года на территории города Севастополя, в следующих размерах:
в 2017 году - 3 605 рублей (постановление Правительства Севастополя от 02 февраля 2017 года N 70-ПП);
в 2018 году - 3 803 рубля (постановление Правительства Севастополя от 22 февраля 2018 года N 127-ПП);
в 2019 году - 7 000 рублей (постановление Правительства Севастополя от 08 апреля 2019 года N 215-ПП);
в 2020 году - 7 000 рублей (постановление Правительства Севастополя от 26 марта 2020 года N 85-ПП).
Вышеуказанные постановления Правительства Севастополя приняты в соответствии с действующим законодательством и до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванов Ю.К. является получателем мер социальной поддержки как ветеран войны- участник боевых действий, получивший данный статус в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 21.02.2014.
Также судом установлено, что в 2017-2020 г.г. Иванову Ю.К. произведена выплата разовой денежной помощи ко Дню Победы в размерах, установленных Правительством Севастополя.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что причитающиеся истцу выплаты разовой денежной помощи ко Дню Победы произведены в размере, установленном законодательством, подлежащим применению к возникшим между сторонами отношениям. Также суд указал, что подлежащие применению нормы права не предусматривают принятие Российской Федерацией обязательств по выплате гражданам именно тех мер социальной поддержки, которые они получали в соответствии с законодательством Украины, при этом общий размер назначенных пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не может быть ниже размера мер социальной поддержки, выплачиваемых гражданам по состоянию на 21 февраля 2014 года. Исходя из совокупности представленных доказательств, суд установил, что получаемые истцом в настоящее время меры поддержки не ниже размера соответствующих выплат, осуществлявшихся до 21 февраля 2014 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что при разрешении спора подлежат применению положения закона Украины N 367-XIV в части, касающейся размера разовой денежной помощи, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимания подлежащих применению норм права.
Как правильно указано судами в настоящем случае подлежат применению положения части пятой статьи 12 Закона Украины от 22 октября 1993 года N 3551 -XII "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", согласно которой ежегодно до 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере, который определяется Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных законом о Государственном бюджете Украины, а также положения Закона N 106-ЗСи постановлений правительства Севастополя.
Доводы жалобы о том, что судом в обжалуемом решении не указано на то, что оно является заочным, являются несостоятельными, поскольку дело рассмотрено судом не в порядке заочного производства.
В целом, выражая несогласие с обжалуемыми судебными постановлениями, заявитель, по сути, приводит доводы, которые получили правовую оценку при рассмотрении спора судами, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов суда, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судом норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 30 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Ю.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.