Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муждабаева Решата Ремзиевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Муждабаева Р.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Муждабаев Р.Р. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым (далее- УПФР в г. Саки и Сакском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности по включению в общий и специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 26 марта 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в г. Саки и Сакском районе от 08.07.2019 ответчик в удовлетворении заявления отказал, ссылаясь на отсутствие стажа необходимой продолжительности. С указанным решением он не согласен, так как ответчиком необоснованно не засчитаны периоды работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 в должности электромонтер-линейщик в МК N 3 треста "Узсельэлектрострой", с 01.01.2002 по 27.12.2004 "данные изъяты" с 29.12.2004 по 08.08.2006 "данные изъяты" в страховой стаж и период работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 в должности "данные изъяты" в специальный стаж.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующих уточнений, истец просил суд признать незаконным и отменить решение УПФР в г. Саки и Сакском районе от 08.07.2019, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 в должности "данные изъяты" включить в общий страховой стаж периоды работы: с 01.01.2002 по 27.12.2004 "данные изъяты" с 29.12.2004 по 08.08.2006 "данные изъяты" а также возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.03.2019.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года исковые требования Муждабаева Р.Р. удовлетворены. Судом постановлено:
признать незаконным решение УПФР в г. Саки и Сакском районе от 08.07.2019;
обязать УПФР в г. Саки и Сакском районе включить Муждабаеву Р.Р. в общий страховой стаж периоды работы с 01.01.2002 по 27.12.2004 в МК "данные изъяты" с 29.12.2004 по 08.08.2006 в "данные изъяты"
обязать УПФР в г. Саки и Сакском районе включить Муждабаеву Р.Р. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 "данные изъяты"
обязать УПФР в г. Саки и Сакском районе назначить Муждабаеву Р.Р. досрочную страховую пенсию по старости с 26.03.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2020 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года в части включения в специальный стаж периода работы с 01.01.1992 по 27.12.2004 "данные изъяты" и в части назначения досрочной страховой пенсии отменено, принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Муждабаев Р.Р. просит апелляционное определение отменить в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 01.01.1992 по 27.12.2004 "данные изъяты" в части назначения досрочной страховой пенсии, и оставить в силе решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом. От истца и представителя ответчика поступили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив обжалуемое судебное постановление в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.03.2019 Муждабаев Р.Р. обратился в УПФР в г. Саки и Сакском районе с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 08.07.2019 N 223806/19 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности и общего стажа для назначения досрочной пенсии.
При этом ответчиком не были включены в страховой стаж периоды работы истца с 01.01.2002 по 27.12.2004 в должности "данные изъяты" поскольку не предоставлена справка компетентного органа об уплате страховых взносов, с 29.12.2004 по 08.08.2006 в должности "данные изъяты" в связи с отсутствием нотариально заверенного перевода печати на записи об увольнении в трудовой книжке по указанному периоду, а также в связи с отсутствием справки компетентного органа об уплате страховых взносов.
В специальный стаж Мужбадаева Р.Р. ответчик не включил период его работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 в должности "данные изъяты" в связи с отсутствием подтверждения занятости во вредном производстве в течение полного рабочего дня, а также сведений о том, что работа истца была связана с монтажом воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
По расчету ответчика специальный стаж истца по Списку N2 отсутствует, общий стаж работы составил 21 год 07 месяцев 25 дней.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части включения в специальный стаж периода работы с 01.08.1984 по 27.12.2004 в качестве "данные изъяты" суд исходил из того, что занимая истцом должность приравнивается к должности "данные изъяты" предусмотренной Списком N 2 и что истец выполнял данную работу в течение полного рабочего дня.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении указанных требований истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствуют документы, подтверждающие его работу в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели в спорный период.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается.
При разрешении спора о включении периодов работы в специальный стаж юридически значимыми обстоятельствами является не только установление характера и условий труда по определенным профессиям и должностям, предоставляющим право на досрочное пенсионное обеспечение, но и интенсивность такого труда, а именно постоянная занятость выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5).
Принимая во внимание, что с 01.01.1992 для включения в специальный стаж требуется подтверждение работы в особых условиях в течение полного рабочего дня в должности "данные изъяты" но допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих занятость истца в спорный период работы в течение полного рабочего дня не представлено, оснований для удовлетворения данных требований не имелось.
Соответственно отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 26 марта 2019 года, поскольку на указанную дату специальный стаж необходимой продолжительности отсутствовал.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя о том, что факт его работы подтверждается записями в трудовой книжке, а также архивной справкой, в которой отсутствуют сведения о его работе неполный рабочий день, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств.
Между тем, согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции дана оценка всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие заявителя с оценкой доказательств, данной судом, не является основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муждабаева Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.