Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к управлению "Росреестра" по Краснодарскому краю о признании права собственности на подземный газопровод - ввод низкого давления, по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к управлению "Росреестра" по Краснодарскому краю о признании права собственности на подземный газопровод - ввод низкого давления, указав, что в 2017 году, являясь собственником земельного участка, с кадастровым номером N, предоставленного для эксплуатации дороги, подготовил всю необходимую документацию для строительства магистрального подземного газопровода - ввода низкого давления 0110x10, протяженностью 358, 5 м, из длинномерных полиэтиленовых труб ПЭ100 ГАЗ SDR 0110x10 и 063x5, 8, глубина прокладки газопровода - 1, 5 м, сведения о расходе употребления (на один ж.д.) - 3, 5 куб.м./час, предназначенного для транспортировки природного газа с давлением не более 0, 005 Мпа (0, 05 кгс/кв.см). Рабочее давление в газопроводе в точке подключения 0, 002-0, 003 Мпа, от точки 1 врезки в существующий стальной надземный газопровод низкого давления dylOO, на выходе из существующего ШРП и газопровода, расположенного на углу улиц Фермерской и Совхозной поселка "адрес".
Строительство газопровода было согласовано со всеми заинтересованными лицами, в том числе с администрацией Южно-Кубанского сельского поселения, которая предоставила разрешение на производство земляных работ на территории Южно- Кубанского сельского поселения, так как часть земельного участка, по которой проходит 136 м газопровода является муниципальной собственностью.
Перед строительством вышеназванного газопровода им были получены технические условия на подключение (техническое присоединение) к сети газораспределения.
В управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "адрес" с заявлением о выдаче разрешения на строительство газопровода - ввода низкого давления по "адрес" и "адрес" в "адрес", обратился директор ООО "Динскаягазстрой" ФИО8, который производил строительство вышеуказанного газопровода по "адрес". На его письмо поступил ответ, что согласно вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Перечня постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории", подготовка документации по планировке территории не требуется.
В связи с тем, что протяженность запрашиваемого газопровода меньше показателей, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации, документация по планировке территории не требуются. Соответственно разрешения на строительство на такие объекты не выдаются.
УФРС ему отказало в государственной регистрации права на том основании, что не предоставлены разрешительные документы, подтверждающие законность расположенного объекта газового хозяйства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также то, что данный газопровод он построил за свой счет, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 01 июня 2018 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 - ФИО7, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, осуществив в соответствии с требованиями закона строительство для личных нужд за счет собственных денежных средств спорного участка газопровода, приобрел право собственности на него, а, следовательно, право владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Принимая оспариваемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможности размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к числу которых относятся газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1, 2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627.
В силу данного Порядка заявление о заключении договора на размещение объекта подается физическим или юридическим лицом в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) (пункт 3 Порядка).
Уполномоченными органами на принятие решения о заключении (отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта являются органы местного самоуправления Муниципальных образований Краснодарского края, к полномочиям которых отнесено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", - в случае если размещение объекта планируется на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вступившие в силу с 1 января 2017 года и изменившие компетенцию органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены. В силу указанного закона полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, прекратились у органа местного самоуправления поселения и возникли у органа местного самоуправления муниципального района с 01.01.2017 года.
Как следует из искового заявления, перед строительством вышеназванного газопровода истцом были получены технические условия на подключение (техническое присоединение) к сети газораспределения.
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копии таких документов в материалах дела отсутствуют.
Напротив, согласно информации филиала АО "Газпром газораспределение Краснодар", которая является единственной газораспределительной организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа, имеющей право выдавать технические условия на подключение объектов газораспределения и газопотребления, работающей Динском районе, сведения о проектировании и строительстве вышеуказанного объекта в филиале N 1 отсутствуют, заявление на выдачу технических условий на подключение данного газопровода не поступало.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что делая вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции сослался на письмо управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район от 31.10.2017 N 07-05/2558 адресованного директору ООО "Динскаягазстрой", где указано, что согласно вступившему в силу с 01.07.2017 Перечню постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случае при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требует подготовка документации по планировке территории" для строительства газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0, 6 Мпа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемой по прямой линии (наименьшее расстояние) составляет не более 500 метров в сельской местности разрешение на строительство не требуется.
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод, что судом первой инстанции не дано должной правовой оценки тому обстоятельству, что в материалах дела имеется разрешение администрации Южно-Кубанского сельского поселения на производство земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ, где указан срок действия данного разрешения: дата начала - ДД.ММ.ГГГГ и дата окончания - ДД.ММ.ГГГГ
Отсюда строительство спорного объекта начато до вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ, т.е. на тот момент, когда требовалось получение разрешения на строительство газопроводов низкого давления.
Помимо этого, ФИО9 в исковом заявлении подтверждает, что спорный газопровод частично размещен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, тогда как договор на размещение объекта с администрацией муниципального образования он не заключал.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что в нарушение установленного градостроительным и земельным законодательством порядка, ФИО1 при отсутствии технических условий на подключение газопровода возвел и эксплуатирует подземный газопровод-ввод низкого давления, в связи с чем его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.