Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Большакова Льва Владимировича, поданную через суд первой инстанции 23 декабря 2020 г, на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 января 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июля 2020 г, по административному делу N 2а-509/2020 по административному исковому заявлению Большакова Льва Владимировича к Военному комиссариату Ленинского и Свердловского административных округов г. Иркутска, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области", призывной комиссии Свердловского округа г. Иркутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя Большакова Л.В. - Кондратюка А.И, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большаков Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Свердловского округа г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о признании Большакова Л.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении административного истца в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу в связи с освобождением от призыва на основании N ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 указанного закона и выдаче военного билета.
В обоснование требований указал, что состоял на воинском учете в Военном комиссариате Ленинского и Свердловского административного округа г..Иркутска. В период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец проходил обучение в "данные изъяты", на указанный период ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. По окончанию данного обучения Большаков Л.В. продолжил обучение в магистратуре "данные изъяты", где обучался с ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем на указанный период был вынужден выехать "данные изъяты" и сняться с воинского учета. По окончанию обучения в магистратуре "данные изъяты", административный истец вернулся на "данные изъяты" и официально трудоустроился в "адрес" Он не имел возможности исполнить требование пп. "д" п. 50 Положения о воинском учете и встать на воинский учет по прибытии на новое место пребывания, так как фактически проживал не по адресу регистрации в "адрес". У него не было возможности встать на воинский учет в новом месте пребывания в "адрес", так как п. 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривал возможность встать на воинский учет только при наличии временной регистрации, которой у него не было. Он неоднократно перемещался как по территории Российской Федерации, так и пересекал границу Российской Федерации, однако со стороны Военного комиссариата Ленинского и Свердловского округа г..Иркутска не было предпринято действий, направленных на выполнение обязанности по организации призыва его на военную службу. Кроме того, после возвращения на территорию Российской Федерации с 18 декабря 2015 г..и до достижения административным истцом возраста зачисления в запас ему диагностировано "данные изъяты". Данный диагноз подтвержден врачами призывной комиссии.
Таким образом, он не прошел военную службу по призыву в силу наличия у него права на освобождение от призыва, однако призывной комиссией принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 января 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июля 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Большаков Л.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Указывает, что судебные акты приняты с нарушением и неправильным применением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По ходатайству Большакова Л.В. судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Иркутского областного суда.
В судебном заседании представитель Большакова Л.В. - Кондратюк А.И, кассационную жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).
Согласно статье 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона N 53-ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
В силу статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в целях обеспечения военного учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Аналогичные обязанности установлены п.п. "а", "д" п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их решений, в том числе о призыве на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно указанной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23, пункт 1 статьи 52 Закона N 53-ФЗ).
Согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, личное дело призывника, выезжающего за границу на срок свыше шести месяцев, помещается в соответствующий раздел архива личных дел призывников, где оно хранится до возвращения гражданина в Российскую Федерацию или до достижения им 27 лет. При возвращении призывника в Российскую Федерацию до достижения 27 лет его данные вносятся в учетно-алфавитную книгу как вновь поставленного на воинский учет, личное дело изымается из архива с записью в нем о постановке на воинский учет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Большаков Л.В. был принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключению "данные изъяты" на ДД.ММ.ГГГГ Большаков Л.В. здоров, признан годным к военной службе.
В ДД.ММ.ГГГГ году Большаков Л.В. поступил на обучение по очной форме в "данные изъяты" и завершил обучение в ДД.ММ.ГГГГ году.
ДД.ММ.ГГГГ Большаков Л.В. снят с воинского учета на основании его заявления, в котором он просил снять его с воинского учета по причине обучения "данные изъяты" и обязался в течение пяти дней встать на воинский учет в военный комиссариат по новому месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Большаков Л.В. зачислен на очную форму обучения в "данные изъяты" и окончил обучение ДД.ММ.ГГГГ
После окончания обучения Большаков Л.В. вернулся в Российскую Федерацию и в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в различных организациях.
В ДД.ММ.ГГГГ году Большаков Л.В. проходил медицинское обследование, в результате которого ему установлен "данные изъяты".
С "данные изъяты" Большаков Л.В. проходил по направлению военного комиссариата медицинское обследование в "данные изъяты", по результатам которого ему установлен "данные изъяты".
Заключением призывной комиссии Свердловского округа г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Большаков Л.В. на основании п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" передан в запас по достижению 27-летнего возраста, признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. По результатам медицинского освидетельствования Большакову Л.В. установлена категория годности к военной службе "данные изъяты" на основании п. "в" ст. 57 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565).
Взамен военного билета Большакову Л.В. выдана справка N от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что Большаков Л.В. не проходил военную службу по призыву "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводам о том, что после возвращения из-за границы в Российскую Федерацию в ДД.ММ.ГГГГ году Большаков Л.В. в нарушение ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не встал на воинский учет, хотя объективных причин, препятствующих этому, у него не было, на момент обращения в военный комиссариат с просьбой выдать военный билет Большакову Л.В. уже исполнилось 27 лет; после снятия с учета в связи с выездом за границу и до обращения Большакова Л.В. в военный комиссариат его дело хранилось в архиве, он на воинском учете не состоял, поэтому у военного комиссариата не имелось оснований для осуществления мероприятий по организации призыва Большакова Л.Н. на военную службу. Решение об освобождении административного истца от призыва на военную службу на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не могло быть принято в отношении него, так как на момент достижения 27-летнего он не был поставлен на воинский учет, в то время как такое решение может быть принято только в отношении гражданина, состоящего на воинском учете, до достижения им 27 лет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что п. 2 ст. 8 Федерального закона N 53-ФЗ до внесения в него изменений Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. N 8-ФЗ предусматривал возможность встать на воинский учет только при наличии временной регистрации, после возвращения на территорию Российской Федерации Большаков Л.В. не имел возможности встать на воинский учет, так как не имел временной регистрации в г. Москве, выводы судов не опровергают.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
В силу п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, с заявлением о регистрации по месту пребывания.
Неисполнение административным истцом обязанности встать на воинский учет не может быть оправдано неисполнением иной предусмотренной законом обязанности зарегистрироваться по месту пребывания в случае временного проживания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ у административного истца диагностировано "данные изъяты", позволяющее отнести его к категории годности к военной службе " "данные изъяты" не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии.
На момент достижения возраста 27 лет административный истец не состоял на воинском учете, что препятствовало установить категорию годности к военной службе в юридически значимый период, в который административный истец подлежал призыву на военную службу, то есть с момента возвращения административного истца в Российскую Федерацию в октябре ДД.ММ.ГГГГ года до достижения им 27 лет.
Кроме того, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 647 и от 25 марта 2015 г. N 160 осенний призыв 2014 года и весенний призыв 2015 года осуществлялись с 1 октября по 31 декабря 2014 г. и с 1 апреля 2015 г. по 15 июля 2015 г. соответственно.
Заболевание, на которое ссылается административный истец, не могло служить основанием для освобождения его от призыва на военную службу в период указанных призывных кампаний, поскольку оно было диагностировано 18 декабря 2015 г, то есть после их завершения.
Доводы кассационной жалобы о том, что со стороны военного комиссариата не было предпринято действий по организации призыва административного истца на военную службу, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указали суды, с момента снятия Большакова Л.В. с воинского учета ДД.ММ.ГГГГ и до достижения им 27-летнего возраста, личное дело Большакова Л.В. хранилось в архиве, он на воинском учете не состоял, в связи с чем обязанности осуществлять мероприятия, направленные на организацию призыва Большакова Л.В. на военную службу, у военного комиссариата не было.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя жалобы по административному спору, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Большакова Л.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 января 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.