Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тежик Венеры Седен-ооловны, поданную через суд первой инстанции 29 декабря 2020 г, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 29 октября 2020 г, по административному делу N 2а-3844/2020 по административному исковому заявлению Тежик Венеры Седен-ооловны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тежик В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в котором просила признать незаконным ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N N, обязать предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в размере "данные изъяты" га.
В обоснование требований указала, что Тежик В.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав, что она является "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ письмом N N Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало ей в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельные участки предоставляются определенным категориям граждан, к которым инвалиды "данные изъяты" не относятся. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и их семьи имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 29 октября 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тежик В.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Настаивает, что на основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как инвалид "данные изъяты" имеет право на первоочередное предоставление земельного участка. Считает, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков инвалидам на уровне субъекта Российской Федерации не является препятствием для получения предусмотренной законом меры социальной поддержки. Указывает, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих прийти к выводу о том, что предоставление земельных участков инвалидам поставлено в зависимость от того, что соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что она просит предоставить земельный участок в собственность и бесплатно, поскольку слово "собственность" указано только в названии заявления, но не в его просительной части. В просительной части заявления Тежик В.С. не указывала, на каком конкретно вещном праве просит предоставить земельный участок. В то же время судом апелляционной инстанции сделан противоречивый вывод о том, что Тежик В.С. не просила предоставить земельный участок в аренду или в собственность по договору купли-продажи.
На кассационную жалобу Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N N Тежик B.C. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Тежик B.C. обратилась в Министерство земельных и имущественных отношении Республики Тыва с заявлением о предоставлении ей, как инвалиду "данные изъяты", земельного участка в собственность в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва административному истцу отказано в предоставлении земельного участка на основании пп. 1 п. 3 ст. 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле" в связи с отсутствием права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, суд первой инстанции, установив, что из заявления административного истца следует, что она обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва за предоставлением земельного участка в собственность бесплатно в первоочередном порядке, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пп. 6, 7 ст. 39.5, пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле", пришел к выводу о том, что административный истец не относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное бесплатное получение земельного участка в собственность, в связи с чем отказ в предоставлении административному истцу земельного участка в собственность бесплатно соответствует нормативным правовым актам.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными. Кроме того, указал, что Тежик В.С. имеет право на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации получить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, а также на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести земельный участок в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов, однако Тежик В.С. в своем заявлении не просила предоставить ей земельный участок в аренду или в собственность по договору купли-продажи.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Из пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину и юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи (граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая указанное правовое регулирование, предоставление земельных участков инвалидам в собственность бесплатно осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Тыва льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, определены в статье 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле", в частности, имеют право на получение земельного участка в собственность бесплатно семьи, имеющие ребенка-инвалида, и отвечающие установленным статьей 13.2 названного Конституционного закона требованиям.
Инвалиды к категориям граждан, перечисленным в статье 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, не относятся.
Из материалов дела следует, что заявление административного истца поименовано "Заявление о предоставлении земельного участка в собственность в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства". Заявление содержит ссылку на п. 1 ч. 2 ст. 17 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле", согласно которому определены максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 13 названного закона, то есть имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, для индивидуального жилищного строительства (в городских округах максимальный размер - "данные изъяты" гектара).
При таких данных суды пришли к правильному выводу о том, что из заявления Тежик В.С. следовало, что она просит предоставить земельный участок в первоочередном порядке в собственность бесплатно.
В оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ N N административным ответчиком отказано Тежик В.С. именно в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Предоставить земельный участок на праве аренды либо по договору купли-продажи (за плату) Тежик В.С. в своем заявлении не просила, и в этом ей отказано не было.
Поскольку федеральным законом и законом Республики Тыва не предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении Тежик В.С. земельного участка в собственность бесплатно соответствует нормативным правовым актам.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена не была.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств и основаны на неправильном толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Тежик В.С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 29 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.