Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеева О.Э., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданную 24 февраля 2021 года, на определение судьи Центрального районного суда города Барнаула от 11 декабря 2020 года об отказе в принятии административного иска и апелляционное определение судьи Алтайского краевого суда от 9 февраля 2021 года
по административному материалу N М-6570/2020 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича о признании незаконными действий и ответа руководителя Следственного отдела по Центральному району города Барнаула СУ СК Российской Федерации по Алтайскому краю Комиссарова Д.В. от 27 ноября 2020 года, о возложении обязанности, установил:
Гусейнов Э.А. обратился в Центральный районный суд города Барнаула с административным исковым заявлением о признании незаконными действий и ответа руководителя СО по Центральному району города Барнаула СУСК Российской Федерации по Алтайскому краю Комиссарова Д.В. от 27 ноября 2020 года, о возложении обязанности принять по его заявлению предусмотренного законом процессуального решения и уведомления о таковом в надлежащей форме, возложении на лицо, осуществляющее контроль за исполнением приказа Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" обязанности по осуществлению контроля за исполнением данного нормативного правового акта на территории Алтайского края.
В обоснование требований указано, что оспариваемым письмом его сообщение о преступлении было направлено для рассмотрения в УФСИН России по Алтайскому краю без принятия процессуального решения, че нарушены его права.
Определением судьи Центрального районного суда города Барнаула от 11 декабря 2020 года, оставленным без изменения определением судьи Алтайского краевого суда от 9 февраля 2021 года, в принятии административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Гусейновым Э.А. ставится вопрос об отмене судебных актов.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив материал, доводы кассационной жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции, с выводом которого согласился судья апелляционной инстанции, указал, что поданное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку требования направлены на оспаривание законности действий (бездействия) по не рассмотрению сообщения о преступлении, и непроведению проверки по сообщению о преступлении, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод о невозможности рассмотрения заявленных требований в административном судопроизводстве, поскольку заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, основан на неверном толковании процессуальных норм, сделан без учета фактических обстоятельств, изложенных в административном исковом заявлении.
Федеральным законом от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обязанность следственных подразделений в соответствии с их полномочиями разрешать обращения, содержащие сведения о нарушении законов, установлена Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", утвержденной приказом Председателя СК России от 11 октября 2012 года N 72.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из административного материала, обращение Гусейнова Э.А. руководитель Следственного отдела по Центральному району г. Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю рассмотрел не в порядке уголовного судопроизводства, а в соответствии с приведенными выше нормами.
Оспариваемый заявителем ответ содержит указание на пункт 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", утвержденной приказом СК России от 11 октября 2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" и Федеральный закон от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Соответственно, оспариваемый ответ подлежит обжалованию по установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации нормам. Выводы судов о рассмотрении требований в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неверной оценке судами характера спорых правоотношений.
Поскольку судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного материала в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Центрального районного суда города Барнаула от 11 декабря 2020 года об отказе в принятии административного иска и апелляционное определение судьи Алтайского краевого суда от 9 февраля 2021 года отменить, административный материал направить в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.Э. Евтифеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.