Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И, судей Артамоновой Т.А, Сиротиной Е.С, при секретаре Беляк В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания административное дело УИД N 15OS0000-01-2019-000244-35 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Ир" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, объяснения представителя административного ответчика Калоева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Ир" (далее - ООО "Агоро-Ир", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 18 июля 2019 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 167 200+/- 14 945 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, находящегося по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 9 852 000, 00 рублей.
В ходе разбирательства по делу представитель административного истца по доверенности Кудзаева И.Л. уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 11 343 000, 00 рублей согласно заключению судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как арендатора названного земельного участка, арендная плата за который рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, по состоянию на 18 июля 2019 года установлена равная рыночной кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 11 343 000, 00 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия судебного экспертного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Представители административного истца ООО "Агро-Ир", административных ответчиков - Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Северная Осетия-Алания, заинтересованного лица - администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания в судебное заседание не явились, будучи извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Представитель ООО "Агро-Ир" Кудзаева И.Л. в заявлениях от 16 февраля и от 16 марта 2021 года, направленных в адрес суда апелляционной инстанции, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, эксперта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, у административного истца на праве аренды находится в пользовании земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2 167 200+/- 14 945 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При этом в силу частей 3, 4, 5 цитируемой статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2017 года N 311 установлена дата осуществления государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ на территории Республики Северная Осетия-Алания - с 1 января 2018 года, для целей которой создано государственное бюджетное учреждение Республики Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также - Учреждение).
Как следует из материалов административного дела, в том числе письменных объяснений Учреждения, кадастровая стоимость объекта недвижимости была рассчитана в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ, данным Учреждением по состоянию на 18 июля 2019 года в размере 20 566 728, 00 рублей, что подтверждено актом определения кадастровой стоимости N 34 от 23 сентября 2019 года.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" и на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
В нарушение указанных положений закона суд первой инстанции не установилорган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и не привлек к участию в деле надлежащего административного ответчика по спору, которым в рассматриваемом случае выступает государственное бюджетное учреждение Республики Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки".
Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции находит преждевременной правовую оценку доводов апелляционной жалобы.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом положений КАС РФ, следует должным образом определить круг лиц, участвующих в деле, после чего рассмотреть дело в соответствии с нормами материального и процессуального права, дав надлежащую оценку представленным в деле доказательствам, доводам и возражениям лиц, участвующих в деле.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 октября 2020 года отменить, направить административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Ир" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.