Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к заместителю главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савину А.А, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании незаконными действий инспектора при проведении проверки и результатов проверки от 17 апреля 2020 года, отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
глава Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратился в Солнечный районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными действия заместителя главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савина А.А.; признать результаты проверки, проведённой 16-17 апреля 2020 года заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А, незаконными, отменить предписание заместителя главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савина А.А. от 17 апреля 2020 года N 27/1/1.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки, заместитель главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савин А.А. совершил незаконные действия, вышел за пределы мероприятий, установленных распоряжением ВрИО заместителя начальника ОНПР по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО11 от 24 марта 2020 года N 27 (далее - Распоряжение) о проведении плановой проверки, а именно: вместо установленных пунктами 9 и 10 Распоряжения, он проводил проверку не администрации Дукинского сельского поселения, а территории населённых пунктов входящих в состав поселения. Действия заместителя главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савина А.А. фактически свелись к проверке объектов защиты, о чём им изложено в Акте проверки о выявленных нарушениях, но Администрация не была уведомлена о том, какие именно объекты защиты будут проверяться. Савин А.А. нарушил требования статей 14 и 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При проведении проверки заместитель главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савин А.А. запрашивал у специалиста Администрации информацию о территориях, земельных участках в границах населённых пунктов поселения, проводил их обследование, производил фотофиксацию, делал заключение об отходах, находящихся на территории, присвоив им статус горючих, хотя они могут быть твёрдыми-бытовыми и коммунальными, что является нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 "Об утверждении Административного регламента МЧС РФ исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности". Акт от 17 апреля 2020 года N 27 по результатам проверки не содержит сведений об ознакомлении или отказе в ознакомлении руководителя юридического лица, в отношении которого велась проверка. С Актом глава поселения был ознакомлен только 6 мая 2020 года, а не в день проведения проверки. Административный истец полагает, что результаты проверки в силу части 1 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ от 26 декабря 2008 года не могут служить доказательствами нарушений юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности и подлежат отмене вышестоящим органом или судом.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края отказано.
9 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, поданная через Солнечный районный суд Хабаровского края 29 января 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, основанием для проведения плановой проверки является распоряжение руководителя органа государственного контроля, а мероприятия, указанные в нём являются обязательными и образуют пределы, в рамках которых обязан действовать инспектор. Инспектор ГПН Савин А.А. вышел за пределы проверки, установленных распоряжением ВрИО заместителя начальника ОНПР по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО11 от 24 марта 2020 года N 27, т.е. его действия и Акт проверки являются незаконными. Также незаконными являются действия инспектора и в части невручения акта проверки главе Дукинского сельского поселения непосредственно после проверки. Выводы судов относительно сроков проведения проверки, составления, вручения либо ознакомления проверяемой стороны с актом проведённой проверки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2021 года кассационная жалоба главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 марта 2020 года ВрИО заместителя начальника ОНПР по Солнечному муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - старшим дознавателем Солнечного муниципального района по пожарному надзору ФИО11 издано распоряжение N 27 о проведении плановой проверки в отношении органов местного самоуправления администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края по исполнению требований, установленных законодательством РФ в области пожарной безопасности, которым также были назначены уполномоченные лица на проведение проверки: заместитель главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савин А.А, старший дознаватель - государственный инспектор Солнечного муниципального района по пожарному надзору ФИО11, дознаватель - государственный инспектор Солнечного муниципального района по пожарному надзору ФИО15
Распоряжение получено главой Дукинского сельского поселения Образцовым Н.Ю. по электронной почте 25 марта 2020 года.
В ходе плановой проверки, проведённой заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. в присутствии главы Дукинского сельского поселения ФИО16 и специалиста 1 категории по общим вопросам ФИО17, выявлены нарушения требований, установленных правовыми актами: пунктов 17(1), 19, 77 78 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года, а именно: минерализованная полоса в посёлке Болен не обновлена (заключён договор на обновление с ИП ФИО18); на территории общего пользования устроена свалка горючих отходов (посёлок Дуки в районе пересечения объездной автомобильной дороги и улицы Родниковая, район дома N 5 по улице Вокзальная); не производится очистка территории поселения от сухой травянистой растительности (в том числе посёлка Дуки улицы Вокзальная, улицы А. Никифорова, в районе пересечения улицы Строительная и Набережная, поселок Болен); абзаца четвертого части 1, части 3 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а именно главой сельского поселения не осуществляется оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
17 апреля 2020 года заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. составлен соответствующий акт проверки N 27, в котором имеется отметка об отказе ознакомления с актом проверки.
По результатам проведённой плановой проверки 17 апреля 2020 года заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. в адрес администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края и главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцова Н.Ю. вынесено предписание N 27/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предусмотренных пунктами 17(1), 19, 77 78 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года, абзацем четвертым части 1, частью 3 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", с указанием срока исполнения - 15 мая 2020 года.
17 апреля 2020 года заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. в адрес главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцова Н.Ю. направлены материалы проверки: акт проверки N 27 от 17 апреля 2020 года, предписание N 27/1/1 от 17 апреля 2020 года, приглашение на составление протокола, которые поступили в администрацию Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края 6 мая 2020 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении поименованных видов государственного контроля, в числе которых назван федеральный государственный пожарный надзор.
В силу абзаца 10 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ включает в себя перечень первичных мер пожарной безопасности, одними из которых являются: реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", и пришли к обоснованному выводу, что плановая выездная проверка деятельности администрации Дукинского сельского поселения в области пожарной безопасности проведена уполномоченным должностным лицом ОНД по Солнечному району ГУ МЧС по Хабаровскому краю УНД и профилактической деятельности - заместителем главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. в пределах представленных ему полномочий, при составлении акта проверки и его направлении в адрес проверяемого лица, нарушений закона не установлено, сроки представления Акта проверки (немедленно после его составления или направление почтой) не могут быть рассмотрены как грубое нарушение требований закона, влекущее признание результатов проверки недопустимыми.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, главой администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам представителя главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанций, и их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.