Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового департамента администрации города Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Зиминой Галины Викторовны к администрации города Хабаровска, финансовому департаменту администрации города Хабаровска, ОСП по Центральному району города Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зимина Г.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просила присудить компенсацию в размере "данные изъяты" рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2017 года, вступившим в законную силу 24 января 2018 года, на администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции или сносу, а также жилого помещения по адресу: "адрес", жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также принять меры к переселению её (Зиминой Г.В.) ввиду аварийности дома и возможности его обрушения. 9 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство N. До настоящего времени решение суда не исполнено, что нарушает право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Хабаровского краевого суда от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года, административный иск Зиминой Г.В. удовлетворён в части: Зиминой Г.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "адрес" рублей, а также взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей. В решении указано, что решение подлежит исполнению финансовым департаментом администрации города Хабаровска за счёт средств бюджета городского округа "Город Хабаровск".
9 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба финансового департамента администрации города Хабаровска, поданная через Хабаровский краевой суд 29 января 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Зиминой Г.В.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, процедура подготовки и проведения аукциона, в том числе в целях оценки степени и категории технического состояния жилых домов, степени их огнестойкости, в соответствии с действующим законодательством занимает длительное время. Администрацией города Хабаровска, в целях исполнения судебного акта, была проведена большая работа, приняты все возможные меры, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований Зиминой Г.В. Кроме этого, полагают, что денежная компенсация незаконно взыскана с финансового департамента администрации города Хабаровска, а не с городского округа "Город Хабаровск" в лице финансового департамента администрации города Хабаровска.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2021 года кассационная жалоба финансового департамента администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2017 года удовлетворены административные исковые требования Зиминой Г.В. и признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 23 ноября 2016 года N 465 о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома "адрес"; признано незаконным постановление от 15 декабря 2016 года N 4540 о проведении реконструкции многоквартирного дома "адрес"; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции или сносу, а также жилого помещения по адресу: "адрес", пригодным (непригодным) для проживания граждан на межведомственной комиссии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, с учётом установленных судом нарушений, и в этот же срок принять меры к переселению истца ввиду аварийности дома и возможности его обрушения.
На основании выданного Центральным районным судом города Хабаровска 6 февраля 2018 года исполнительного листа ФС N, 9 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска возбужденно исполнительное производство N. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
24 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска исполнительное производство N окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи фактическим исполнением.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.
Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2017 года вступило в законную силу 24 января 2018 года, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска 9 февраля 2018 года возбужденно исполнительное производство N, 24 июля 2020 года исполнительное производство окончено, в связи фактическим исполнением. Следовательно, общая продолжительность неисполнения решения суда составляет более двух лет, такой срок исполнения судебного акта не отвечает критерию разумности, в связи с чем, в пользу истца с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека правомерно присуждена компенсация в размере "данные изъяты" рублей.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Жилищный кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", оценили установленные по делу обстоятельства, комплекс мер, принятых администрацией города Хабаровска, на которую возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым было задержано исполнение судебного акта, с учётом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, пришли к обоснованному выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника являются неэффективными, не направлены на исполнение решения суда в разумные сроки и на восстановление жилищных прав административного истца, взыскав компенсацию.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, финансовым департаментом администрации города Хабаровска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалоба, администрацией города Хабаровска не представлены доказательства, что ею принимались все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение судебного акта.
Довод кассационной жалобы о том, что денежная компенсация незаконно взыскана с финансового департамента администрации города Хабаровска, а не с городского округа "Город Хабаровск" в лице финансового департамента администрации города Хабаровска, является необоснованным в силе следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 установлено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (абзац второй пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
В связи с чем, финансовый департамент администрации города Хабаровска является надлежащим административным ответчиком, и как финансовый орган, представляющий интересы муниципального образования, обязано исполнить решение суда за счёт средств бюджета городского округа "Город Хабаровск". При этом, судебная коллегия учитывает, что в оспариваемых судебных актах указано не о взыскании с финансового департамента администрации города Хабаровска компенсации, а то, что решение суда подлежит исполнению финансовым департаментом администрации города Хабаровска.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие финансового департамента администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу финансового департамента администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.