Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области на решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Макаровского района Сахалинской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Макаровского района Сахалинской области обратился в Макаровский районный суд Сахалинской области в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - администрация МО "Макаровский ГО" Сахалинской области, Администрация) в части неустановления системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в населённых пунктах муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (далее - МО "Макаровский ГО" Сахалинской области): сёлах Горное, Пугачево и Тихое, и возложить на администрацию МО "Макаровский ГО" Сахалинской области обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в вышеназванных населённых пунктах.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Макаровского района Сахалинской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории населенных пунктов МО "Макаровский ГО" Сахалинской области, а именно в сёлах Горное, Пугачево, Тихое, отсутствует система оповещения населения и территорий о чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера. Указанное обстоятельство сопряжено с нарушением действующего законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Отсутствие систем оповещения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Внесённое прокурором в адрес административного ответчика представление об устранение нарушений закона от 21 января 2020 года признано обоснованным, однако до настоящего времени не исполнено.
Решением Макаровского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.
15 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации МО "Макаровский ГО" Сахалинской области, поданная через Макаровский районный суд Сахалинской области 26 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурор.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судом обстоятельствам административного дела. Так, в целях реализации полномочий, возложенных на Администрацию федеральным законодательством, в муниципальном образовании "Макаровский городской округ" Сахалинской области была создана муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, которая поддерживается в постоянной готовности. Так оповещение и информирование населения муниципального образования осуществляется следующими способами: сегментами РАСЦО, по каналам телевидения, по каналам телефонной связи, посредством Интернет ресурсов, с использованием официального сайта муниципального образования, по каналам операторов сотовой связи, через плазменную светодиодную панель, установленную в месте массового пребывания людей, через голосовую систему оповещения через громкоговорящую связь автомобилей экстренной связи. Также, создан постоянно действующий орган управления - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО "Макаровский ГО" Сахалинской области, и МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 года кассационная жалоба администрации МО "Макаровский ГО" Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации МО "Макаровский ГО" Сахалинской области в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16).
В силу статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ) задачами в области гражданской обороны являются, в частности, оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктами "в", "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления самостоятельно информируют население о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 30 ноября 2018 года N 565 утверждено Положение о системе оповещения и информирования населения на территории Сахалинской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, прогнозируемых или сложившихся на территории Сахалинской области (далее - Положение).
Подпунктом 1.2.2 пункта 1.2 Положения установлено, что в целях проведения своевременного и качественного оповещения населения на территории Сахалинской области создается, в числе прочих, на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения.
Пунктом 5.2 Положения определено, что передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Макаровского района Сахалинской области проверки соблюдения администрацией МО "Макаровский ГО" Сахалинской области действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера выявлено, в том числе, что на территории сёл Горное, Пугачево и Тихое муниципального образования "Макаровский городской округ" местные системы оповещения и информирования, оговорённые в нормативных правовых актах, отсутствуют.
20 января 2020 года по итогам вышеуказанной проверки прокурором Макаровского района Сахалинской области в адрес мэра МО "Макаровский ГО" Сахалинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера N 07-37-2020, а именно безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавшим, и недопущению подобных нарушений впредь; представление рассмотреть с участием работников прокуратуры района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в месячный срок.
Согласно ответу мэра МО "Макаровский ГО" Сахалинской области от 18 февраля 2020 года за N 5.18.39-515/20 на представление от 20 января 2020 года, в целях организации оповещения в сёлах Горное, Пугачево, Тихое ближайшими поправками в бюджет МО "Макаровский ГО" Сахалинской области будут предусмотрены денежные ассигнования, в том числе для заключения договора на приобретение и установку электронных систем оповещения населения С-40ЭТАgsm в указанных населенных пунктах муниципального образования.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положение о системах оповещения населения, утверждённое совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25 июля 2006 года N 422/90/376, Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределённого круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, поскольку система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в сёлах Горное, Пугачево и Тихое МО "Макаровский ГО" Сахалинской области в том виде, как требует законодательство в данной сфере, не создана.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией МО "Макаровский ГО" Сахалинской области не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, существующая система оповещения и информирования населения МО "Макаровский ГО" Сахалинской области о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера не является достаточной, исчерпывающей и эффективной в той мере, в которой предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации МО "Макаровский ГО" Сахалинской области с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.