Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 29 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, администрации Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в Аяно-Майский районный суд Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края организовать деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, размещённых на полигоне твёрдых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке на удалении примерно 2, 95 км на северо-запад от здания администрации Нельканского сельского поселения, расположенного по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, село Нелькан, улица Советская, дом 9а, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01; обязать администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и администрацию Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края принять участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, размещённых на полигоне твёрдых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке на удалении примерно 2, 95 км на северо-запад от здания администрации Нельканского сельского поселения, расположенного по адресу: Хабаровский край, Аяно-Майский район, село Нелькан, улица Советская, дом 9а, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведённой прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проверки соблюдения ответчиками требований законодательства об отходах производства и потребления, выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.7.1038-01. Поскольку бездействие ответчиков по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов образующихся на территории села Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Решением Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 29 июня 2020 года исковые требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края удовлетворены в части возложения обязанности на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края. В удовлетворении требований к администрации Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края отказано.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2020 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2020 года решением Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 29 июня 2020 года оставлено без изменения.
22 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, поданная через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края 28 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Аяно-Майского района.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, спорный земельный участок, поименованный в исковом заявлении прокурора, принадлежит на праве собственности Аяно-Майскому муниципальному району, полигоном ТКО не является, а является несанкционированной свалкой, подлежащей ликвидации собственником этого земельного участка. СанПиН 2.1.7.1038-01 применяется только к устройству и эксплуатации полигонов ТКО и не распространяется на несанкционированные места размещения отходов. Оборудование данного земельного участка в соответствии с исковыми требованиями прокурора не обеспечит придание законного статуса данному объекту, в связи с несоответствием требованиям, установленным для включения в ГРОРО, а также в связи с отсутствием акта (решения) органа местного самоуправления, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию, и не обеспечит включение объекта в перечень для эксплуатации до 2023 года. Спорная несанкционированная свалка подлежит ликвидации, так как санкционировать её невозможно.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2021 года и от 26 февраля 2021 года кассационная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Железнодорожного районного суда города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, администрации Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В силу требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3), частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Реализацию полномочий Хабаровского края в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования обеспечивает министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (пункт 3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр).
Требования к организации и эксплуатации полигонов твёрдых коммунальных и бытовых отходов, установлены СанПиН 2.1.7.1038-01 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 года (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01).
В силу части 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твёрдых коммунальных отходов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проверки соблюдения министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрацией Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, администрацией Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края требований законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в собственности Аяно-Майскомого муниципального района Хабаровского края находится земельный участок с кадастровым номером 27:02:0010103:15, площадью 20000 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 2, 95 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, Аяно-Майский район, село Нелькан, улица Советская, дом 9а, вид разрешённого использования: под полигон для захоронения бытовых отходов (поставлен на кадастровый учёт 17 марта 2000 года). При обследовании данного полигона твёрдых коммунальных отходов выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1038-01, а именно, отсутствует территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов; на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; по периметру всей территории полигона отсутствует лёгкое ограждение или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м; в месте разгрузки и складирования твёрдых коммунальных отходов отсутствуют переносные сетчатые ограждения.
13 марта 2020 года по результатам проверки прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края при участии главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, главы Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства. К акту проверки приложена фототаблица.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая данные судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16, Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований к министерству и администрации района, поскольку бездействие ответчиков создает угрозу безопасности окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также нарушает право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, эксплуатация спорного объекта размещения твёрдых коммунальных отходов до его ликвидации должна осуществляться с соблюдением установленных требований СанПиН 2.1.7.1038-01.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с оценкой судами первой и апелляционной инстанций имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 29 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.