Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романцова "данные изъяты" к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Романцова А.Е. на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия, установила:
Романцов А.Е. обратился в суд с иском Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование заявленных требований указав, что решением Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Провиденскому району Чукотского автономного округа от 26 декабря 2018 года N161 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях") из-за отсутствия 25 лет стажа на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку в специальный стаж подлежат включению: служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (из расчёта один день службы за два дня работы), период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога дополнительного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа поселка Провидения".
Просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Провиденскому району Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении (выплате) пенсии; возложить обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения истцом военной службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчёта один день службы за два дня работы (всего 3 года 11 месяцев 5 дней) и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа поселка Провидения"; возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты его первоначального обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Романцов А.Е. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Материалами дела установлено, что педагогическую деятельность Романцов А.Е. начал ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца о зачёте периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж из расчёта один день службы по призыву за два дня работы, суды пришли к выводу о том, что нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, предусматривавшие возможность зачёта в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооружённых Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию, не подлежат применению при исчислении стажа педагогической деятельности истца.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1, пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения необходимо прохождение службы в период действия данного правового акта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и наличие не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до ДД.ММ.ГГГГ.
В части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и в части 3 статьи 10 ранее действовавшего Закона от 22 января 1993 года N4338-1 "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Однако, указаний на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчёта один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности, тогда как в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является осуществление не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Период прохождения службы в армии засчитывался в специальный стаж для определения права на назначение досрочных трудовых пенсий по старости в соответствии с ранее действовавшим постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который к спорным правоотношениям не применим.
При решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования, суды обоснованно указали, что спорный период подлежит зачёту в стаж только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовал необходимый педагогический стаж на должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, суды не усмотрели оснований для зачёта в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истца в качестве педагога дополнительного образования.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении. Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Романцова А. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.