Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.В., судей Кучинского Е.Н., Белоусовой В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФСИН России о признании незаконным решения, восстановлении на учёте, по кассационной жалобе ФСИН России на решение Чертановского районного суда г.Москвы от 22 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н., выслушав объяснения ФИО1, представителя ФСИН России ФИО17
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения, восстановлении на учёте, указывая, что она является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23-х лет; уволена со службы 20.05.2019 г.; с 14.08.2014 г. она находилась на учёте во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссией ФСИН России 13.06.2019 г. она была снята с учёта на основании пп."г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 (протокол N21 от 13.06.2019 г.). для приобретения или строительства жилого помещения; данное решение считает незаконным, поскольку в Чувашской Республике социальное жильё было приобретено не ею, а её бывшим мужем, как состоявшим в очереди по улучшению жилищных условий с предоставлением субсидии в размере 70% от общей стоимости квартиры; впоследствии приобретённая квартира была её мужем продана их детям в общую долевую собственность. В связи с этим истец просила суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 13.06.2019 г, протокол N 21 о снятии её с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ФСИН России восстановить её на учёте для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 г, постановлено: "признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 13.06.2019 г, протокол N 21 о снятии ФИО1 с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать ФСИН России восстановить ФИО1 на учёте для получения единовременной социальной выплаты".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда 16 ноября 2020 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП России просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд приходит к выводу об отмене судебных актов.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного слушания установлено, что ФИО1 является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23-х лет; уволена со службы на основании приказа N 213-лс от 13.05.2019 г. с 20.05.2019 г.; ей назначена пенсия за выслугу лет; с 14.08.2014 г. она находилась на учёте во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссией ФСИН России 13.06.2019 г. ФИО1 была снята с учёта на основании пп."г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 (протокол N 21 от 13.06.2019 г.), для приобретения или строительства жилого помещения в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состояла в браке с ФИО14, который был прекращён 19.12.2008 г. на основании решения мирового судьи судебного участка N1 Цивильского района Чувашской Республики от 08.12.2008 г.; от брака они имеют 2-х детей - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ/г.р, и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением администрации Цивильского района Чувашской Республики от 26.08.2000г. ФИО14 была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение социального жилья в размере 70% от общей стоимости квартиры и он был снят с учёта граждан, состоявших на очереди по улучшению жилищных условий, использовавших выделенную субсидию. Приложение к указанному постановлению, где указано, на кого была предоставлена субсидия, было утрачено.
На предоставленные денежные средства ФИО14 была приобретена 2-х комнатная квартира по адресу: ФИО4 Республика, "адрес", общей площадью 48, 7 кв.м, которую в дальнейшем по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продана ФИО14 своим детям - ФИО12 и ФИО13
Истец была зарегистрирована в данной квартире вместе с детьми с 11.05.2001 г.; впоследствии имела регистрацию по месту пребывания с 27.09.2012 г. по 03.06.2015 г, что подтверждается домовой книгой.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент получения ФИО14 субсидии действовало Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", которым устанавливалось, что субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв.м общей-площади на 1-го члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; 42 кв.м общей площади - на семью из 2-х человек; 33 кв.м общей площади - на 1-го человека. Данный документ также нашел отражение в ФИО4 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Оснований полагать, что ФИО14 была предоставлена субсидия, в том числе и на истца, судом установлено не было, а потому суд пришёл к выводу о том, что оснований для снятия истца с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика не имелось, в связи с чем решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ суд признал незаконным с восстановлением истца на учёте для получения единовременной социальной выплаты.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд также принял во внимание, что предоставленная ФИО14 квартира соответствовала норме предоставления на 3-х человек (не более 18 кв.м х 3 = 54 кв.м), а ему было предоставлено 48, 7 кв.м, тогда как на 4-х человек максимальный размер площади составлял бы 72 кв.м.
Поскольку приложение к постановлению администрации Цивильского района Чувашской Республики от 26.08.2000 г. отсутствует, суд пришел к выводу о том, что с достоверностью установить, на кого именно предоставлялась субсидия, не представлялось возможным, поскольку на момент её предоставления у ФИО14 имелась жена и 2 детей; факт предоставления субсидии на истца, как члена семьи ФИО14, истец категорически отрицала.
Доводы ответчика о получении истцом субсидии ранее суд не признал основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку они надлежащими доказательствами не подтверждены. Кроме того, с момента получения ФИО14 субсидии прошло 20 лет, брак между супругами расторгнут в 2008 г, квартира между ними не делилась, принадлежит на праве собственности их детям, на момент постановки истца на учёт для получения единовременной выплаты прав на указанную жилую площадь она не имела. Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было. Таких доказательств не представлено и суду апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационный суд не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопросы представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЭ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 3.69 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Г осударственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
В силу ч.5 ст.4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5 правил, комиссия в трехмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Поддунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанными в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. N416-0).
Статьей 4 Федерального закона и п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, также установлено, что улучшение жилищных условий незавимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве на приобретение жилья однократностью его реализации закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Исходя из смысла указанных правовых норм, действующим законодательством предусмотрено, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счет федеральных средств только один раз и не предусмотрена возможность повторной реализации, гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением.
Удовлетворяя исковые требования суды указали, что доказательств о предоставлении истице субсидии в 2000 году не имеется.
Между тем суды рассмотрели дело без установления юридически значимого обстоятельства, а именно факта получения ФИО14 безвозмездной субсидии с учетом ФИО1
Суды сослались на то, что документы о предоставлении ФИО14 субсидии отсутствуют, между тем на л.д.103 имеется ответ Администрации Цивильского района Чувашской Республики на обращение ФИО1, согласно которому в архиве не имеется документов предоставления ФИО1 государственных жилищных сертификатов, единых социальных выплат или иных мер государственной поддержки.
Между тем суды не учли, что субсидию в 2000 г. на приобретение жилья получила не ФИО1, а ее муж ФИО14
При этом в постановлении от 26.03.2000г. указано, что ФИО14 предоставляется субсидия, а так же предусмотрено снятие с учета граждан, состоящих в очереди по улучшению жилищных условий, использовавших выделенную субсидию.
В связи с чем судам необходимо было выяснить, с какого времени ФИО14 стоял в очереди на улучшение жилищных условий, количество лиц стоящих совместно с ФИО14 в списке и дату исключения последнего из данного списка. При этом учитывая, что в 2000 году ФИО1 находилась в браке с ФИО14, то судам необходимо было установить на каких условиях и на какое количество лиц ФИО14 в 2000г. предоставлялась субсидия.
Также кассационный суд не может согласиться с расчетом суда о том, что ФИО14 предоставлена субсидия на трех человек.
Так согласно постановлению Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв.м общей-площади на 1-го члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; 42 кв.м общей площади - на семью из 2-х человек; 33 кв.м общей площади - на 1-го человека. Так в случае предоставления субсидии на 4-х человек, она не могла больше 56 кв.м. (18х4). Приобретенная ФИО14 квартира имеет общую площадь меньше 56 кв.м, что соответствует субсидии предоставленной как на трех человек, так и на четырех человек.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя кассационной жалобы.
Судебная коллегия находит нужным отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение в Чертановский районный суд г.Москвы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чертановского районного суда г.Москвы от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Чертановский районный суд г.Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.