Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующегосудьи Селютиной И.Ф, судей областного суда Дорохиной Т.С, Хакимовой О.В, при секретаре Червонной А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к Лебедеву Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области
на решение Советского районный суд г. Орска Оренбургской области от 24 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С, объяснения представителя административного истца Костылевой Г.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по г. Орску Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Лебедеву С.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав, что Лебедев С.Н. является плательщиком транспортного налога. В период с 1 июля 2005 г. по 24 апреля 2020 г. владел на праве собственности транспортным средством: ГАЗ 2705, государственный регистрационный знак N (тип 1), мощность 98, 2 (72.2) л.с. На транспортное средство был начислен налог за 2017 г. в сумме 2448 рублей, за 2018 г. - 2448 рублей, которые налогоплательщик не оплатил. В связи с наличием задолженности по оплате транспортного налога налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты налога. В связи с неуплатой налога Лебедеву С.В. направлялись требования. В соответствие со статьей 75 НК РФ исчислена пеня по транспортному налогу в общей сумме 108, 58 рублей. Требования налогового органа налогоплательщик не исполнил. ИФНС России по г. Орску Оренбургской области просила взыскать с Лебедева С.Н. задолженность по транспортному налогу в сумме 4 896 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 108, 58 рублей, а всего 5 004, 58 рублей.
Решением Советского районного суда г. Орска от 24 ноября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Орску Оренбургской области было отказано.
Не согласившись с решением суда, ИФНС России по г. Орску Оренбургской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленный административный иск.
Представитель административного истца Костылева Г.С, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный ответчик Лебедев С.Н. в судебное заседание не явился.
Лебедев С.Н. извещался судом апелляционной инстанции телеграммой с уведомлением по адресу, указанному ответчиком. Телеграмма адресату не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Лебедева С.Н. была размещена на сайте Оренбургского областного суда в сети "Интернет".
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признала стороны, участвующие в деле, извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме и с учетом части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания на основании следующего.
Из материалов дела следует и судом установлено, что за Лебедевым С.Н. в период с 1 июля 2005 г. по 24 апреля 2020 г. было зарегистрировано транспортное средство: ГАЗ 2705, VIN ХТН *** категории В/N1, тип ТС - "03, грузовой фургон", мощность двигателя 98, 2 (72.2) л.с, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак N (тип 1).
Налоговым органом на транспортное средство был начислен налог за 2017 г. в сумме 2448 рублей, за 2018 г. в сумме 2448 рублей.
Лебедеву С.Н. в установленном законом порядке направлялись налоговые уведомления от 23 июня 2018 г. N, от 22 августа 2019 г. N, с указанием размера и сроков уплаты налогов об уплате транспортного налога (срок исполнения до 3 декабря 2018 г, и до 2 декабря 2019 г.). В установленный в налоговых уведомлениях срок задолженность не была уплачена налогоплательщиком.
В связи с неуплатой налога Лебедеву С.Н. по месту жительства направлялись требования от 16 июля 2019 г. N, от 30 января 2019 г. N и от 4 февраля 2020 г. N об уплате задолженности по транспортному налогу и пени. В установленный в требованиях срок задолженность не была уплачена налогоплательщиком.
На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налогов Лебедеву С.Н. начислена пеня по транспортному налогу 108 рублей 58 копеек.
В адрес мирового судьи судебного участка N 11 Советского района г. Орска Оренбургской области было направлено заявление о взыскании с Лебедева С.Н. задолженности по налогам. На основании заявления вынесен судебный приказ от 13 мая 2020 г. о взыскании с Лебедева С.Н. задолженности по налогам и пене в сумме 5 004, 28 рублей. В связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен определением от 1 июня 2020 г.
Разрешая требования административного иска, суд сослался на положения Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 год), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII, Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г, на Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" и пришел к выводу, что ГАЗ 2705 не может быть отнесен к грузовым транспортным средствам. Соответственно транспортное средство грузовой фургон ГАЗ 2705, принадлежащее Лебедеву С.Н. с мощностью 98, 2 л.с, то есть до 100 л.с, не подлежит налогообложению.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может, на основании следующего.
Так, согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Законом Оренбургской области "О транспортном налоге" в период 2016-2019 гг. была установлена налоговая ставка для грузовых автомобилей 25 рублей, которая умножается на количество лошадиных сил, указанных в ПТС.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, физическими лицами, исходя из ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).
В силу указанного Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.
В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. (п. 2.2.4 Положения от 30 июня 1997 г.) к категории "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При этом, согласно приложению N 3 "Сравнительная таблица категорий транспортных средств", к данной категории относятся как "механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения" (легковые автомобили), так и "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны", то есть грузовые автомобили.
Согласно п. 27 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23 июня 2005 г. в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
На основании указанных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что паспорт транспортного средства - это документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструкторских особенностях автомобиля, однако при определении категории транспортного средства в целях налогообложения следует исходить не только из категории транспортного средства, но и из его типа (назначения), указанных в карточке учета ГИБДД и паспорте транспортного средства.
Судом первой инстанции неверно применены положения Конвенции о дорожном движении.
Действительно, на основании указанной Конвенции тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 паспорта технического средства. При этом под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т.д.); категория транспортных средств "B" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Вместе с тем, указание в паспорте технического средства категории "B" не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория "B" может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134).
В паспорте транспортного средства N N, выданном 3 марта 2003 года, указано, что ГАЗ 2705, VIN ХТН ***, категории "В", тип ТС - "фургон", мощность двигателя 72.2 кВт, 2003 года выпуска.
Согласно представленному на запрос ответу ООО "Автозавод "ГАЗ" от 17 марта 2021 года, автомобиль ГАЗ 2705 с VIN номером ХТН *** был изготовлен на Горьковском автомобильном заводе, 2003 года выпуска, относится к категории транспортных средств N1, грузовое ТС с массой не более 3, 5 тонн.
Надлежащих доказательств, подтверждающих неверное указание типа спорного транспортного средства, суду не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что у административного ответчика имеется обязанность по уплате транспортного налога, поэтому решение районного суда подлежит отмене, а требования административного иска налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 24 ноября 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с Лебедева Сергея Николаевича задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 годы в сумме 5 004 рублей 58 копеек, из которых: 4 896 рублей - задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 годы, 108 рублей 58 копеек - задолженность по пене по транспортному налогу.
Определениесудаапелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.