Липецкий областной суд
в составе председательствующего судьи Федосовой Н.Н, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А, с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Липецкой области Ким И.Е.
с участием представителя административного истца Оксенчука А.В, Миронова В.С.
представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области Лаптевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оксенчука Андрея Васильевича к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании нормативно правового акта недействующим
УСТАНОВИЛ:
Пунктом 76 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N134 от 13.12.2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год" нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" кадастровый N, общей площадью 248, 3 кв.м. признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость.
Пунктом 42 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 ноября 2019 года N 135 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 248, 3 кв.м. признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость.
Пунктом 74 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18 ноября 2020 года N 190 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год", нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 248, 3 кв.м. признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость.
Оксенчук А.В, являющийся собственником названного выше здания, обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о п ризнании недействующим со дня принятия п ункта 76 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N134 от 13.12.2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год", пункта 42 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, являющегося приложением к Приказу Управления имущественным и земельных отношений Липецкой области N 135 от 25.11.2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год" и пункта 74 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, являющегося приложением к Приказу Управления имущественным и земельных отношений Липецкой области N 190 от 18.11.2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год".
В обоснование иска, Оксенчук А.В. ссылался на то, что он является собственником здания и земельного участка по адресу: "адрес". В конце ноября 2020 года ему поступило из налогового органа и звещение об уплате налога на имущество физических лиц за указанное здание автомойки в р азмере практически в 100 раз превышающее стоимость налога за предыдущие налоговые п ериоды н а основании приказ ов ответчика. Истец считает н еправомерн ым включени е автомойки в оспариваемые перечни, поскольку обследование здание фактически не осуществлялось, включение объекта было произведено произвольно, без соблюдения соответствующей процедуры и порядка. Надлежащим доказательством фактического использования объекта недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, является акт, составленный в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таких доказательств у ответчика не имеется. В обоснование правомерности своего решения административный ответчик ссылается на код ОКВЭД 45:20:3 включающий, в том числе, мойки автотранспортных средств полирование и предоставление аналогичных услуг, который распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения НК РФ, сделав вывод, что оказываемые административным истцом услуги относятся к бытовым услугам независимо от того, кому такие услуги предоставляются.
Между тем, как следует из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения. В статье 346.27 НК РФ для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой). О бъектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина. Из ответа административного ответчика усматривается, что акт обследования автомойки административного истца не составлялся, следовательно, отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных налоговым кодексом целях; отсутствуют фотоматериалы являющиеся обязательными при составлении акта обследования, в помещениях не установлено наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов и пр. Незаконное включение здания автомойки, принадлежащее административному истцу в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость порождает незаконную обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебно е заседани е административный истец Оксенчук А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, со слов его представителя, в суд не намерен являться, о судебном заседании уведомлен, поручил ему представлять его интересы в суде.
В судебном заседании представитель административного истца Оксенчук А.В, Миронов В.С, просил удовлетворить требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УИЗо по Липецкой области Лаптева С.А. возражала против заявленных требований, указывая на то, что по сведениям кадастрового и инвентаризационного учета на момент утверждения оспариваемых Перечней, принадлежащее административному истцу здание в соответствии с п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ обладало признаками
торгового центра (комплекса), а поэтому правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ, учитывая требования ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, исследовав материалы дела, материалы инвентаризационного дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (статьи 378.2, 402 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу части 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (статьи 3 и 15 НК РФ).
Согласно статье 1.1 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" (в ред. Закона Липецкой области от 29.10.2018 N 211-ОЗ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Законом Липецкой области от 07.08.2017 N 87-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят Липецким областным Советом депутатов 27.07.2017) установлена единая дата начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 31.10.2017 N 515 утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц на территории города Липецка.
Согласно статье 2 Положения, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 01 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 3 Положения определяет налоговые ставки в размере 2, 0 % на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2.49 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного Распоряжением Главы администрации Липецкой области от 7 октября 2010 года N 402-р, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N134 от 13.12.2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год" вступил в силу с 1 января 2019 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.12.2018, в Липецкой газете, N 243, 19.12.2018.
Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 ноября 2019 года N 135 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2020 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.11.2019, в Липецкой газете N 233, 04.12.2019.
Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18 ноября 2020 года N 190 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год", настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2021 года, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.11.2020, в Липецкой газете N 140, 24.11.2020.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения их в действие.
Исходя из налоговой базы в размере 6333186 руб. и налоговой ставки 2%, Оксенчуку А.В. за 2019г. был исчислен налог на имущество физических лиц в размере 126664 руб.
Период оплаты налога за 2020 и 2021 год не наступил, вместе с тем, Оксенчук А.В. является субъектом регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами правоотношений, в связи с чем, наделен правом обращения в суд для защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых предписаний, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Следовательно, для включения здания кадастровый N, в оспариваемые пункты Перечней необходимо установление соответствия объекта хотя бы одному из критериев, установленных пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует, что административный истец Оксенчук А.В. является собственником нежилого здания (автомойки), расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 248, 3 кв.м. и земельного участка под ним с кадастровым номером N, площадью 363 кв.м.
Административный истец Оксенчук А.В, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, устанавливаемый в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Исходя из материалов инвентаризационного дела на объект, выписок из ЕГРН на нежилое здание по адресу: "адрес" кадастровый Nследует, что назначение здания - нежилое, наименование - автомойка. Согласно экспликации автомойка включает в себя моечную, кабинет, техническое помещение, туалет, комната посетителя.
В выписке из ЕГРН на земельный участок под спорным зданием указано, что вид его разрешенного использования - под проектирование и строительство автомойки с замкнутым циклом и переносом инженерных сетей.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Как следует из содержания распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе, в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 НК РФ (глава 26.3 утратила силу с 01 января 2021 года) для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определялось, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
При этом, часть 2 статьи 346.26 НК РФ определяющая виды деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности разграничивала такие виды предпринимательской деятельности, как оказание бытовых услуг и оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Аналогичные положения содержатся в главе 26.5 НК РФ.
Таким образом, довод административного ответчика о том, что спорный объект был правомерно включен в Перечни на основании кода ОКВЭД 45.20.03, является ошибочным.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 года N 2496-р к отношениям в области налогов на недвижимое имущество не применимы.
Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025 (утратившего силу с 1 января 2021 года), Правил бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения", правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В силу статьи 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта (пункт 1).
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Однако, административным ответчиком по данному делу таких доказательств предоставлено не было.
Ссылка административного ответчика на Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора), утвержденное Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 г. N 43, а также ГОСТ 57137-2016 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения, с учетом изложенного выше, не свидетельствует об обратном.
На основании государственного контракта от 31.08.2018г. на выполнение работ по инвентаризации объектов капитального строительства для целей налогообложения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" было дано техническое задание на выполнение данных работ, которые были выполнены, в том числе по спорному объекту.
Вместе с тем, обследование здания с кадастровым номером Nни в 2018, ни в 2019, ни в 2020 году на предмет фактического использования до принятия оспариваемых пунктов Перечней объектов недвижимого имущества не проводилось.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в рамках инвентаризации, ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" в 2018 году установило лишь фактическое существование объекта недвижимости на момент утверждения Перечня, что подтверждается фотоматериалом в информационном материале.
Акт осмотра объекта недвижимости от 01.03.2021 года с приложением фотоматериала, содержащего общий вид автомойки, проведение мойки автомобилей внутри здания, в подтверждение осуществления административным истцом предпринимательской деятельности, составленный после принятия оспариваемых нормативных правовых актов правового значения не имеет.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 N 399 "О Правилах землепользования и застройки города Липецка" установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты.
В силу статьи 6 решения Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 N 399 разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне статьями 15 - 47 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения на использование объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, автомойка, принадлежащая административному истцу, расположена на земельном участке, вид разрешенного использования которого, под проектирование и строительство автомойки с замкнутым циклом и переносом инженерных сетей.
Согласно карте градостроительного зонирования спорный объект недвижимости находится в зоне транспортной инфраструктуры (Т).
Согласно публичной кадастровой карте разрешенное использование земельного участка: для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (том 1 л.д. 211-215).
Согласно статье 34 решения Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 N 399 зона, где расположен спорный объект зона транспортной инфраструктуры (Т). К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне относится автомобильный транспорт (код 7.2), видов разрешенного использования объектов капитального строительства: размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающие работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту; воздушный транспорт (код 7.4), размещение аэродромов, вертолетных площадок (вертодромов), обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение радиотехнического обеспечения полетов и прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности, а также размещение объектов, необходимых для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушным путем; размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта воздушных судов; железнодорожный транспорт (код 7.1), размещение железнодорожных путей; размещение, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за
исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров), искусственные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели), устройства и объекты, необходимые для эксплуатации железнодорожного транспорта, посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций, информационно-вычислительные центры и узлы связи, центры диспетчерского управления, базы, склады, таможни; водный транспорт (код 7.3), размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок; трубопроводный транспорт (код 7.5): размещение зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, Здания и сооружения, необходимые для эксплуатации нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов; земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Условно разрешенные виды использования - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1) автозаправочные станции. Магазины сопутствующей торговли. Здания для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса. Объекты предоставления гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса. Автомобильные мойки и прачечные для автомобильных принадлежностей, мастерские, предназначенные для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (действующему на момент принятия оспариваемых Приказов) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в целях статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение объектов бытового обслуживания имеет код "бытовое обслуживание (код 3.3)", который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Автомобильные мойки (код 4.9.1.3), описание "размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли" относятся к объектам дорожного сервиса (4.9.1), описание "размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4).
Из анализа указанных норм следует, что автомобильные мойки не относятся к видам разрешенного использования объекты бытового обслуживания граждан.
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ необходимые для признания спорного здания объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение о признании его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2019-2020 году, несет обязанность и по уплате налога за истекший период 2021 года на дату принятия решения судом, в связи с чем, восстановлению прав, свобод и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых пунктов Перечня недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Частью 1 статьи 111 Кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
В силу положений статей 103 и 111 КАС РФ с ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области подлежат взысканию в пользу административного истца расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 900 рублей исходя из количества рассмотренных и удовлетворенных судом требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Оксенчука Андрея Васильевича удовлетворить.
Признать не действующим со дня его принятия пункт 76 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N134 от 13.12.2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год".
Признать не действующим со дня его принятия пункт 42 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 135 от 25.11.2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год".
Признать не действующим со дня его принятия пункт 74 Приложения к Приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 190 от 18.11.2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год".
Взыскать с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в пользу Оксенчука Андрея Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу на интернет портале правовой информации WWW.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Липецкая газета".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Липецкий областной суд.
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
Решение в окончательной форме составлено 07 апреля 2021 года
Судья (подпись) Н.Н. Федосова
12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.