Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 16 февраля 2021 г. по делу N 33а-53/2021
2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего Антонова А.Г, судей Бояркина Д.В. и Гордеевой Е.О, при секретаре судебного заседания Эрдынееве Ц.Д, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а257/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "... " Геранта В.И. об оспаривании действий начальника 4 отдела федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Учреждение), связанных с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О, изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя административных ответчиков Денисюк Л.А, просившей оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
согласно решению начальника 4 отдела Учреждения от 18 августа 2020 года N 10-77/81 Геранту В.И. отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в "адрес" в связи с тем, что в период с 21 февраля 2003 года по 14 июля 2020 года военнослужащий был зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем его матери жилом помещении в "адрес", "адрес", и сохранял право пользования им.
Не согласившись с данным решением, Герант В.И. обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором оспорил его законность.
Также просил возместить понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного иска, в размере 300 рублей, а также оплатой услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить.
В обоснование указывает на то, что он, его супруга и ребенок в вышеприведенном жилом помещении не проживают. В мае 2015 года он подарил эту квартиру своей матери, которая у него на иждивении не находится.
Анализируя положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Жилищного кодекса РФ, автор жалобы обращает внимание на то, что он и его супруга, добровольно выехав из квартир родителей, перестали быть членами их семей. При этом факт наличия регистрации по месту жительства в этих квартирах его и супруги, как считает Герант В.И, не подтверждает их право пользования жильем, а эта регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием для ограничения или условием реализации жилищных прав.
Также автор жалобы находит несостоятельной ссылку суда на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о сохранении за военнослужащим права пользования жилым помещением, принадлежащим его матери.
Утверждает, что злоупотребление правом с его стороны отсутствует, а выезд из жилого помещения был связан с созданием им семьи.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав выступление представителя административных ответчиков Денисюк Л.А, окружной военный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы был заключен между Герантом В.И. и Министерством обороны РФ 1 августа 2016 года.
В силу абз. 4 и 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) Герант В.И. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.
Абзацем 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона установлено, что военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзац 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона предусматривает, что за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные (служебные) жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что 25 мая 2015 года между Герантом В.И. и его матерью - "Л." был заключен договор дарения, согласно содержанию которого административный истец подарил матери принадлежавшее ему на праве собственности на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 23 марта 2006 года жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" (в дальнейшем в ходе переадресации объект получил адрес: "адрес"А, "адрес").
По условиям данного договора на день его подписания в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства Герант В.И, иных условий (относительно обязательного выселения дарителя из квартиры, снятия с регистрационного учета и т.п.) договор не содержит.
В период с 21 февраля 2003 года по 14 июля 2020 года Герант В.И. был зарегистрирован по месту жительства в указанном выше жилом помещении, после указанной даты - при воинской части.
В период с 4 декабря 2015 года до 1 августа 2016 года административный истец проходил военную службу по призыву, а с 1 августа 2016 года обучался в высшем командном училище и в период с августа 2016 года по май 2020 года проживал в "адрес" находясь на казарменном положении.
Как следует из материалов дела, 4 июня 2020 года между Герантом В.И. и иным лицом заключен договор аренды квартиры, по условиям которого Герант В.И. арендовал квартиру по адресу: "адрес".
Супруга административного истца - "Д." имела регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес" в период с 30 октября 2013 года до 14 июля 2020 года, с последней указанной даты зарегистрирована при воинской части. Приведенное жилое помещение является собственностью бабушки "Д." - "П.", в котором, кроме последней, также зарегистрирована мать "Д.".
В период с октября 2019 года по 2 октября 2020 года супруга и сын административного истца - Герант Р.В. были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес".
Административный истец, его супруга и сын в собственности жилых помещений в "адрес" не имеют.
Согласно содержанию датированного 17 июля 2020 года заявления Герант В.И. обратился в 4 отдел Учреждения и просил предоставить ему на состав семьи из 3 человек (он, его супруга (брак зарегистрирован в "дата" году) и сын, "дата" года рождения) служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы в г. Чите.
Решением жилищного органа от 18 августа 2020 года N 10-77/81 Геранту В.И. отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, поскольку в период с "дата" по "дата" военнослужащий был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" и имел право пользования данным жильем.
Анализируя приведенные выше нормы закона, а также установленные по делу обстоятельства, окружной военный суд находит верным вывод суда первой инстанции о том, что в течение первых пяти лет после заключения первого контракта (не считая времени обучения в высшем военном училище), за Герантом В.И. сохранялось право на указанное выше жилое помещение, в котором он ранее проживал, а также сохранял регистрацию по месту жительства до 14 июля 2020 года. При этом снятие административного истца с регистрационного учета и отказ от права пользования этим жильем судом обосновано оценены как недобросовестное осуществление своих прав (злоупотребление правом - п. 1 ст. 10 ГК РФ). Доводы жалобы об обратном опровергаются материалами дела.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции обоснованно применены положения абз. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относительно сохранения на определенный срок за военнослужащим права пользования жилым помещением, принадлежащим его матери.
Анализируя совокупность исследованных по делу доказательств, окружной военный суд приходит к выводу о том, что у жилищного органа отсутствовали основания для включения Геранта В.И. в список на предоставление служебных жилых помещений, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении административного иска о признании оспариваемого решения жилищного органа незаконным и возложении на жилищный орган обязанности включить административного истца в этот список является правильным.
Что касается доводов жалобы о том, что семья административного истца в упомянутой квартире не проживает, мать Геранта В.И. у него на иждивении не находится, он выехал из жилого помещения в связи с созданием семьи, регистрация по месту жительства его и супруги имеет формальный характер и не порождает право пользования жильем, то они, с учетом установленных по делу обстоятельств, правового значения не имеют и не влекут отмену решения суда.
Правильно, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, судом первой инстанции разрешен вопрос о судебных расходах.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, доводы жалобы оснований для его отмены или изменения не содержат, не усматривается таковых и из материалов дела.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, в силу чч. 1 и 2 ст. 111 КАС РФ отсутствуют основания для присуждения административному истцу судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче указанной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2020 года по административному делу по административному иску Геранта В.И. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 35 КАС РФ.
Кассационная жалоба на решение суда и апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции, а затем - непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: Д.В. Бояркин
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.