Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А, судей Савушкиной О.С, Туникене М.В, при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, государственному регистратору ФИО1 об оспаривании решения об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С, объяснения представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Смоленской области - ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя административного истца ФИО - ФИО3 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление), государственному регистратору Управления ФИО1 о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от (дата) N, возложении на Управление обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с "для индивидуального жилищного строительства" на "жилые дома блокированного типа". В обоснование указала, что градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, допускается такой вид разрешённого использования как "жилые дома блокированного типа", однако оспариваемое решение об отказе в изменении вида разрешённого использования является незаконным, противоречит требованиям ст. 7 ЗК РФ и ст. 37 ГрК РФ.
В судебное заседание суда первой инстанции ФИО не явилась, обеспечила явку представителя ФИО3, который поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административные ответчики - представитель Управления, государственный регистратор ФИО1, представитель заинтересованного лица Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 ноября 2020 г. административный иск удовлетворен: признано незаконным решение Управления об отказе ФИО во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с "для индивидуального жилищного строительства" на "жилые дома блокированного типа", изложенное в уведомлении от (дата) N; на Управление возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения внести в ЕГРН сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с "для индивидуального жилищного строительства" на "жилые дома блокированного типа".
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 9 гл. 3 Правил землепользования и застройки г. Смоленска право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка. Основанием для принятия оспариваемого решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений послужил полученный из Администрации г. Смоленска ответ от (дата) на запрос по межведомственному информационному взаимодействию о том, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж1 - зоне застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа; градостроительный план не выдавался, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным.
От административного истца ФИО поступили возражения на апелляционную жалобу.
Административный истец ФИО, административный ответчик - государственный регистратор ФИО1, представитель заинтересованного лица Администрации г. Смоленска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 ГрК РФ).
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В силу ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28 февраля 2007 г. N 490, в редакции решения 15-ой сессии IV созыва Смоленского городского Совета 09 ноября 2010 г. N 193, земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий истице, расположен в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социального - культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно ст. 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска в территориальной зоне Ж1 к основным разрешенным видам использования относятся: индивидуальные жилые дома коттеджного типа, жилые дома блокированного типа.
Общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г. Смоленска предусмотрен ст. 9 Правил землепользования и застройки города Смоленска.
В соответствии с ч.ч. 1 - 2 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Смоленска изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г. Смоленска осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г. Смоленска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований в том случае если: применяемые в результате этого изменения виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или вспомогательными по отношению к основному виду использования.
Согласно ч. 7 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Смоленска право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка (за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации) в порядке, установленном действующим законодательством.
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) согласно п. 1 ст. 57.5 Градостроительного кодекса РФ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В ГПЗУ в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ согласно п. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, ФИО является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:.., с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д. N).
ФИО через многофункциональный центр обратилась в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с "для индивидуального жилищного строительства" на "жилые дома блокированного типа" (л.д. N).
Государственным регистратором Управления ФИО1 принято решение в форме уведомления N об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в связи с тем, что согласно ст. 9 Правил землепользования и застройки г. Смоленска право на изменение вида разрешённого использования объектов недвижимости реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка, который заявителю в установленном порядке в Администрации г. Смоленска не выдавался (л.д. N).
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, с "для индивидуального жилищного строительства" на "жилые дома блокированного типа", предусмотренного градостроительным регламентом как основной вид разрешенного использования для жилой зоны Ж1, не противоречит требованиям действующего законодательства и Правилам землепользования и застройки города Смоленска. При этом положения ч. 7 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Смоленска, обуславливающие реализацию права на изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости, получением градостроительного плана земельного участка не соответствуют требованиям федеральных законов: абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, предусматривающих, что вид разрешенного использования выбирается собственником самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм права.
Как правильно указал суд, источником для выбора конкретного вида разрешенного использования земельных участков являются Правила землепользования и застройки, которые согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ разрабатываются в целях предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков. В свою очередь, градостроительный план земельного участка, хотя и содержит сведения о видах разрешённого использования, таковым источником не является. В силу п. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, используется субъектами градостроительной деятельности для подготовки проектной документации и для получения разрешения на строительство, в связи с чем государственный регистратор должен был руководствоваться информацией о видах разрешённого использования, содержащейся в Правилах землепользования и застройки г. Смоленска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 4 и ч. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В рассматриваемом случае доказательств несоответствия представленных административным истцом документов требованиям Федерального закона N 218-ФЗ не представлено.
Вопреки доводам жалобы, ч. 7 ст. 9 Правил землепользования и застройки города Смоленска издана не в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, в связи с чем государственный регистратор в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не вправе был ею руководствоваться.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, в том числе безусловную, судом допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.