Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.
судей Абрамовой Н.Н, Архипова О.А, при секретаре Ларионовой С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
1 апреля 2021 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Дядюра Марины Ивановны и Дядюра Сергея Сергеевича на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 января 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дядюры Марины Ивановны и Дядюра Сергея Сергеевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, отказать.
Заслушав доклад судьи Семиколенных Т.В, судебная коллегия
установила:
Дядюра М.И. и Дядюра С.С. обратились в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Ярославле и просят: восстановить срок исковой давности по иску к ПФ РФ о получении подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по причине неправильного расчёта сотрудниками ПФР пенсионного стажа и суммы страховой части пенсии, предоставленных гражданину ФИО1, его наследникам по ст. 205 ГК РФ; обязать Пенсионный Фонд: - предоставить в суд расчет пенсии ФИО1 за период с даты назначения пенсии в 2007 году по март 2013 года (рассчитанную с учетом включенного решением Красноперекопского районного суда от 01.11.2019 и Ярославского областного суда от 06.02.2020 специального стажа), и сумму, выплаченную при жизни с целью выявления разницы, которая не была получена им при жизни по ошибке Пенсионного Фонда РФ; - выплатить недополученную пенсию (рассчитанную с учетом включенного решением Красноперекопского районного суда от 01.11.2019 и Ярославского областного суда от 06.02.2020 специального стажа) подлежавшую выплате наследодателю ФИО1 за период с даты назначения пенсии в 2007 году по март 2013 года, которая не была получена им при жизни по ошибке Пенсионного Фонда РФ, наследникам умершего пенсионера.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны истцы. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в жалобах, возражения прокуратуры, заслушав Дядюра М.И, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ-УПФ РФ в г. Ярославле - Шаблову Ю.С, возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что правом оспаривания решения о назначении пенсии, ее перерасчете и включении периодов в стаж, обладает исключительно сам гражданин, имеющий личные пенсионные права. Правопреемство в данном случае законом не допускается.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.
В силу ст. 1183 ГК РФ при определенных обстоятельствах в состав наследства включаются подлежащие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни по какой-либо причине суммы заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий по социальному страхованию, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.Согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 541-О-О, гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на пенсионное обеспечение не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.
Таким образом, право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере (т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.
Также в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации отражено, что наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.
Дядюра М.И. является получателем пенсии по случаю потери кормильца с 20 марта 2013 года, в связи с чем, суд при рассмотрении дела по иску Дядюра М.И. к ГУ - УПФ РФ в г. Ярославле о перерасчете истцу пенсии по случаю потери кормильца с даты ее назначения с учетом всех периодов деятельности ее муж ФИО1 обоснованно возложил на ответчика обязанность по перерасчету пенсии истца с момента ее назначения, восстановив положение, существовавшее до нарушения прав Дядюра М.И. Право требования выплаты недополученной пенсии (рассчитанной с учетом включенного решением Красноперекопского районного суда от 01.11.2019 и Ярославского областного суда от 06.02.2020 специального стажа) подлежавшей выплате наследодателю ФИО1 за период с даты назначения пенсии в 2007 году по март 2013 года, которая не была получена им при жизни по ошибке Пенсионного Фонда РФ, наследникам умершего пенсионера, отсутствует. Доводы апелляционной жалобы об обратном, основаны на неправильном толковании норм материального права.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дядюра Марины Ивановны и Дядюра Сергея Сергеевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.