Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Рачиной К.А, Масленниковой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 г, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области N *************************** в части отказа во включении периодов работы в страховой стаж Смирновой Т.В.
Обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Смирновой Т.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы с 28 марта 1997 г. по 24 сентября 2001 г. в должности шефа ЭПК бортпроводника старшего ОАО Авиакомпании "Трансаэро".
Обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Смирновой Т.В. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права с 8 июня 2020 г.
установила:
Смирнова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее также - ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения N ******************* от 29 июля 2020 г. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 28 марта 1997 г. по 24 сентября 2001 г. в должности шефа ЭПК бортпроводника старшего ОАО Авиакомпания "ТРАНСАЭРО" (далее - ОАО АК "ТРАНСАЭРО"), об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости с даты наступления права на ее назначение - с 8 июня 2020 г. В обоснование заявленных требований Смирнова Т.В. указала, что 21 мая 2020 г. она обратилась в ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), однако ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, при этом из подсчета специального стажа был исключен период ее работы с 28 марта 1997 г. по 24 сентября 2001 г. в должности шефа ЭПК бортпроводника старшего. Смирнова Т.В. считает действия пенсионного органа незаконными, нарушающими ее право на льготное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в суде первой инстанции исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Смирнова Т.В, сведений о причинах неявки не представила, обеспечила явку представителя. Представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит рассмотреть дело в случае неявки без его участия. В связи с изложенным судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу, п раво на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно статье 30 названного федерального закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с траховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1).
Списком N 1 право на льготное пенсионное обеспечение установлено бортпроводникам (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 названных выше правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Смирнова Т.В, ************* года рождения, обратилась 21 мая 2020 г. в к лиентскую службу "Очаково-Раменки" ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 29 июля 2020 г. N ********************* Смирновой Т.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ. Пенсионным органом принято к зачету всего 4 года 10 месяцев 18 дней специального страхового стажа истца при требуемом специальном стаже 7 лет 6 месяцев. При этом из подсчета специального стажа был исключен период работы Смирновой Т.В. в ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" с 28 марта 1997 г. по 24 сентября 2001 г. (4 года 05 месяцев 26 дней) в должности шефа ЭПК (экипажа пассажирской кабины) бортпроводника старшего.
Согласно данным из трудовой книжки Смирнова Т.В. 23 мая 1994 г. была принята на работу в ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" на должность бортпроводника отдела обслуживания на борту. 28 марта 1997 г. она назначена на должность шефа ЭПК. Приказом от 24 сентября 2001 г. Смирнова Т.В. уволена с работы в ОАО АК "ТРАНСАЭРО" по собственному желанию (л.д. 14, 15).
Согласно справке ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" от 8 сентября 2020 г, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, Смирнова Т.В. 23 мая 1994 г. принята на должность бортпроводника отдела обслуживания на борту, 28 марта 1997 г. назначена на должность шефа ЭПК. Приказом от 24 сентября 2001 г. она была уволена с работы по собственному желанию 25 сентября 2001 г. Смирнова Т.В. была занята на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочем днем и совмещения профессий не было. Отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска и отпуск по уходу за ребенком ей также не предоставлялись.
Из справки также следует, что приказом от 1 марта 2005 г. N *** утверждено новое штатное расписание, в частности выведена из штатного расписания должность "шеф службы ЭПК", введена должность бортпроводник старший - шеф ЭПК службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса. Приказом от 1 февраля 2007 г. N ** утверждено новое штатное расписание - выведена из штатного расписания должность бортпроводника старшего - шефа ЭПК службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, введена должность бортпроводника старшего службы бортпроводников департамента сервиса. Должность шефа службы ЭПК по своим должностным обязанностям равнозначна должности бортпроводника старшего - шефа ЭПК службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса (в дальнейшем - должности бортпроводника старшего службы бортпроводников департамента сервиса).
Разрешая требования Смирновой Т.В. в части обязания пенсионного органа включить в подсчет специального стажа период ее работы с 28 марта 1997 г. по 24 сентября 2001 г. в должности в должности шефа ЭПК (экипажа пассажирской кабины) бортпроводника старшего, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что в спорный период истец исходя из должностной инструкции по занимаемой должности, справки работодателя, уточняющей льготный характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, фактически в течение полного рабочего дня выполняла обязанности бортпроводника старшего, то есть должности, предусмотренной Списком N 1, в связи с чем обязал пенсионный орган включить спорный период работы в подсчет специального стажа истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах и соответствует нормам права, подлежащим применению в данном случае.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом зачтенного судом первой инстанции периода работы продолжительностью 4 года 05 месяцев 26 дней и специального стажа, включенного пенсионным органом (4 года 10 месяцев 18 дней), специальный стаж истца составил более требуемых 7 лет 6 месяцев, суд правомерно удовлетворил требование истца об обязании ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 8 июня 2020 г, то есть по достижении возраста 45 лет.
В апелляционной жалобе ответчик приводит те же доводы, которые изложены в решении об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и в возражениях на исковое заявление, эти доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и иной оценке доказательств характера работы истца, однако оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, судебная коллегия не усматривает.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.