Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В.
при помощнике судьи Стебивко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе представителя АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" передать предыдущему страховщику ПФР по обязательному пенсионному страхованию средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица в размере сумма, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом настоящего решения суда.
Взыскать с АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" в пользу Карманова Д. Г. расходы по оплате услуг представителя в размере сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований Карманова Д. Г. к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления", - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Карманов Д.Г. обратился в суд к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" с иском об обязании передать Пенсионному фонду Российской Федерации средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, в размере сумма, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма и расходов по оплате услуг представителя в сумме сумма
В обоснование заявленных требований Карманов Д.Г. ссылался на то, что вступившим в законную силу решением Южно-Курильского районного суда адрес от дата был признан недействительным заключенный с АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" договор об обязательном пенсионном страховании N 170165-126821250-01 от дата, и на АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" возложена обязанность передать средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в Пенсионной фонд Российской Федерации без потери инвестиционного капитала, однако из ответа ОПФР РФ по адрес от дата ему стало известно, что в результате досрочного перехода из ПФР в АО "ГАЗФОНД пенсионные накопления" был потерян инвестиционный доход за 2015, 2016 и дата в размере сумма, а размер средств его пенсионных накоплений по состоянию на дата составил сумма, в связи с чем были нарушены его права.
В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" по доверенности фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии Карманов Д.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Карманова Д.Г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно их.
Таким образом, задачей суда апелляционной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных постановлений суда первой инстанции, правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления по материалам дела и доводам апелляционной жалобы имеются.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Южно-Курильского районного суда адрес от дата были удовлетворены исковые требования прокурора адрес в интересах Карманова Д.Г. к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании N 170165-126821250-01 от дата, заключенного между Кармановым Д.Г. и АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления", возложении на АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" обязанности передать средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, в Пенсионный фонд Российской Федерации без потери инвестиционного капитала (л/д 11-16).
Из ответа Отдела пенсионного фонда Российской Федерации по адрес от дата на обращение Карманова Д.Г. следует, что сумма средств пенсионных накоплений, переданных из управляющей компании в ПФР, включая инвестиционный доход, составила сумма 62 коп; сумма, переданная из ПФР в АО "НПФ Газфонд" - сумма; в результате досрочного перехода из ПФР в АО "НПФ Газфонд" потерян инвестиционный доход за 2015, 2016 и дата в сумме сумма (л/д 26).
Согласно сведениям о состоянии счета индивидуального застрахованного лица Карманова Д.Г. по состоянию на дата, размер пенсионных накоплений истца составил сумма (л/д 17-22).
В обоснование заявленного иска Карманов Д.Г. ссылался на то, что при переводе его пенсионных накоплений из АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" в Пенсионный фонд Российской Федерации им были недополучены средства в размере сумма, а общая сумма задолженности АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" по состоянию на дата составила сумма (сумма + сумма).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от дата N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", применив положения части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Карманова Д.Г. об обязании АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" передать Пенсионному фонду Российской Федерации средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений Карманова Д.Г, в размере сумма, исходя из того, что договор об обязательном пенсионном страховании между Кармановым Д.Г. и АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" прекратил свое действие, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда от дата, вследствие чего у АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" возникла обязанность передать пенсионные накопления Карманова Д.Г. предыдущему страховщику в порядке статьи 36.6 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", однако эту обязанность ответчик не исполнил и передал денежные средства не в полном объеме, о чем свидетельствует ответ Пенсионного фонда Российской Федерации по адрес от дата.
При этом учитывая, что личные неимущественные права Карманова Д.Г. ответчиком нарушены не были, суд первой инстанции отказал Карманову Д.Г. в удовлетворении исковых требований о взыскании с АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" компенсации морального вреда.
На основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Карманова Д.Г. расходы по оплате услуг представителя в сумме сумма, поскольку они подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты. В удовлетворении требований Карманова Д.Г. о взыскании с АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" нотариальных расходов по оформлению доверенности на представителя судом первой инстанции отказано, так как в соответствии с абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу, тогда как выданная истцом доверенность этим требованиям не отвечает.
Между тем, с выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 36.5 настоящего Федерального закона - предыдущему страховщику.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 36.5 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 36.6 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" при наступлении обстоятельства, указанного в абзаце 7 пункта 1 статьи 36.6, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6.1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
При этом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, уплачиваются за счет собственных средств фонда, и направляются в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию предыдущего страховщика (абзац 2 пункта 5.3 статьи 36.6 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").
Согласно статьям 36.4, 36.6.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" инвестиционный доход может быть утерян при досрочном переходе (чаще 1 раза в 5 лет) из одного пенсионного фонда в другой пенсионный фонд (перевода пенсионных накоплений граждан). Досрочно переведенные пенсионные накопления передаются новому пенсионному фонду без учета инвестиционного дохода, заработанного предыдущим страховщиком.
Поскольку положениями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" не урегулирован вопрос о восстановлении суммы удержанного инвестиционного дохода, в данной части подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать нарушение своего права, факт нарушения такого права именно лицом, к которому предъявляются требования, наличие причинно-следственной связи между нарушением права и возникшими убытками, а также размер убытков.
Таким образом, убытки являются формой гражданско-правовой ответственности, и взыскание их возможно при наличии определенных условий, в том числе наличия вины и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.
Как усматривается из материалов дела, дата между Кармановым Д.Г. и АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" был заключен договор об обязательном пенсионном страховании N 170165-126821250-01.
Вступившим в законную силу решением Южно-Курильского районного суда адрес от дата были удовлетворены исковые требования прокурора адрес в интересах Карманова Д.Г. к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании N 170165-126821250-01 от дата, заключенного между Кармановым Д.Г. и АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления", возложении на АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" обязанности передать средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, в Пенсионный фонд Российской Федерации без потери инвестиционного капитала (л/д 11-16).
Согласно ответу Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по адрес от дата, представленному Кармановым Д.Г. в подтверждение исковых требований, сумма средств пенсионных накоплений, переданных из управляющей компании в ПФР, включая инвестиционный доход, составила сумма; сумма, переданная из ПФР в АО "НПФ Газфонд", - сумма; в результате досрочного перехода из ПФР в АО "НПФ Газфонд" потерян инвестиционный доход за 2015, 2016 и дата в сумме сумма (л/д 26).
В апелляционной жалобе представитель АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" приводит доводы о том, что в рамках исполнения вступившего в законную силу решения Южно-Курильского районного суда адрес от дата, дата в Пенсионный фонд Российской Федерации были переданы:
средства пенсионных накоплений Карманова Д.Г. в размере сумма, включающие в себя средства пенсионных накоплений, поступившие в Фонд от предыдущего страховщика в размере сумма, и результат инвестирования средств пенсионных накоплений за дата в сумме сумма;
проценты за неправомерное использование средств пенсионных накоплений в размере сумма;
средства, направленные на формирование собственных средств Фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений в размере сумма
Кроме того, дата Фондом был передан результат инвестирования средств пенсионных накоплений Карманова Д.Г. за дата в размере сумма
В подтверждение указанных обстоятельств АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" представило в апелляционную инстанцию форму информирования о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии, платежное поручение N 21269 от дата, платежное поручение N 21270 от дата, платежное поручение N 21271 от дата, финансовый реестр N 2019-19/РС_ОСН от дата, платежное поручение N 2088 от дата и финансовый реестр N 2020-09/РС-ДОП от дата (л/д 61-68).
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией был направлен запрос в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по адрес, на который получен ответ о том, что на имя Карманова Д.Г. из АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" была перечислена сумма средств пенсионных накоплений в размере сумма
Таким образом, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований Карманова Д.Г, не исследовал и не дал оценку приведенным выше обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения настоящего спора, в результате чего пришел к ошибочному выводу о неисполнении АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" обязательств по перечислению пенсионных накоплений Карманова Д.Г. предыдущему страховщику в порядке статьи 36.6 Федерального закона от дата N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в полном объёме.
Вместе с тем, из представленных в дело платежных документов и ответа Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по адрес (межрайонное) усматривается, что установленную вступившим в законную силу судебным актом обязанность по перечислению средств пенсионного накопления Карманова Д.Г. предыдущему страховщику АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" исполнило.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции об обязании АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" передать предыдущему страховщику - Пенсионному фонду Российской Федерации средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений Карманова Д.Г. в размере сумма, взыскании с АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" в пользу Карманова Д.Г. компенсации морального вреда и судебных расходов - является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Карманову Д.Г. в удовлетворении исковых требований к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Карманова Д.Г. к АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" об обязании передать Пенсионному фонду Российской Федерации средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений Карманова Д.Г, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.