Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гербекова Б.И., судей Курочкиной О.А., Казакова М.Ю., при секретаре Шумайловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. дело по апелляционной жалобе истцов наименование организации, ... а Е.И., ... ой Г.В., ... ой Н.И. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 20 января 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования наименование организации,... фио,... фио,... фио к наименование организации об устранении препятствий в пользовании имуществом - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Истцы наименование организации,... фио,... фио,... фио обратились в суд с иском к наименование организации об устранении препятствий в пользовании имуществом. В обоснование иска сослались на то, что в адрес адрес города Москвы расположено кладбище, границы которого до дата не были установлены. Постановлением Главы Администрации адрес Наро-Фоминского адрес от дата N 216 границы кладбища в адрес были установлены по ранее произведенным захоронениям и естественным границам. В соответствии со ст.25 Закона адрес от дата N 140/2007-ОЗ, был утвержден перечень муниципального имущества Наро-Фоминского адрес, передаваемого в собственность адрес, в которое было включено кладбище в адрес площадью 7000 кв.м. дата на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 18784 кв.м с кадастровым номером 50:26:0191401:531, расположенный по адресу: адрес, с. адрес, адрес (в связи с присоединением территории к г..Москве в настоящее время адрес земельного участка: г..Москва, адрес, адрес). Постановлением Главы администрации Наро-Фоминского адрес N 1183 от дата указанному земельному участку с кадастровым номером 50:26:0191401:531 был присвоен вид разрешенного использования "под размещение кладбища". Истцы являются собственниками соседних по отношению к указанному земельных участков и домов, расположенных на этих участках. По мнению истцов, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191401:531 существенно превышает площадь ранее существовавшего кладбища и площадь, непосредственно занятую захоронениями, поскольку в результате проведения кадастровых работ фактически было произведено расширение (реконструкция) кладбища и создание новых мест погребения. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:26:0191401:531 принадлежит на праве собственности городу Москве и предоставлен в пользование наименование организации для эксплуатации кладбища.
Обращаясь в суд, истцы сослались на то, что при расширении в дата площади захоронений все положения законодательства, регулирующие расширение кладбища, были нарушены. Так в нарушение требований закона, при расширении кладбища после расширения земельного участка новые места погребения (участки земли, отведенные под захоронение) находятся от границ селитебной территории на расстоянии менее 300 метров, выбор земельного участка в части новых земель никак не обосновывался, гидрогеологические характеристики, особенности рельефа местности, состав грунтов и предельно допустимые экологические нагрузки на окружающую среду в части присоединяемых к кладбищу территорий не оценивались и не учитывались, не представлено положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, отсутствует проектная документация, утвержденная в порядке п.4 ст.16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", нарушены п.2.4 СанПиН 2.1.2882-11 и п.2, 4 ранее действовавшего СанПиН 2, 1.1279-03. Кроме того, кладбище является объектом IV класса опасности, санитарно-защитная зона которого в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 составляет 100 м, однако существующие границы кладбища находятся значительно ближе 100 метров, что подтверждается Заключением землеустроительной экспертизы N050219-2, выполненной наименование организации.
Исходя из изложенного, истцы делают вывод, что расширение кладбища и создание на нем новых мест погребения было произведено незаконно и привело к тому, что новая территория кладбища удалена от жилой застройки менее чем на 100 метров, а размещение кладбища на этой территории было произведено без учета влияния кладбища на экологию и окружающую среду. Данные факты нарушают право собственности истцов на принадлежащие им земельные участки и дома, которые в результате незаконного расширения кладбища оказались в непосредственной близости от него, при этом ухудшается эстетический облик местности, что помимо психологического дискомфорта приведет к снижению стоимости недвижимости истцов, а близкое расположение кладбища создаст сильный эстетический дискомфорт и существенно ухудшит условия проживания. Истцы будут вынуждены ежедневно проходить (проезжать) в непосредственной близости от кладбища и захоронений, наблюдать кладбище из окон домов. За защитой своих прав, которые они полагают нарушенными, истцы обратились в суд, который просят устранить нарушение права собственности путем запрета наименование организации совершать новые захоронения на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0191401:531 за исключением захоронений в родственные могилы.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности фио на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам и основаниям искового заявления.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании просила суд оставить исковые требования без удовлетворения, представила письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица Департамента торговли и услуг г. Москвы - фио в судебном заседании полагал исковые требования удовлетворению не подлежащими.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просят в апелляционной жалобе истцы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата указанное решение суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
дата определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции данное апелляционное определение было отменено в связи не правильным установления судами обстоятельств, имеющих значение для дела, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ от дата N23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному праоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4, ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 69-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когд оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям постановленное решение суда не отвечает.
Судом установлено, что в адрес адрес города Москвы расположено кладбище, которое является деревенским сельским кладбищем, основанным еще в XIX веке, что подтверждается наличием установленных надмогильных сооружений.
Границы кладбища были установлены Постановлением Главы Администрации адрес Наро-Фоминского адрес от дата N 216 (т.1, л.д.71).
В соответствии со ст.25 Закона адрес от дата N 140/2007-ОЗ, был утвержден перечень муниципального имущества Наро-Фоминского адрес, передаваемого в собственность адрес, в которое было включено кладбище в адрес площадью 7000 кв.м (т.1, л.д.75-143).
дата на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 18784 кв.м. с кадастровым номером 50:26:0191401:531, расположенный по адресу: адрес, с. адрес, адрес (в связи с присоединением территории к г. Москве в настоящее время адрес земельного участка: г. Москва, адрес, адрес) (т.1, л.д.72-73).
Постановлением Главы администрации Наро-Фоминского адрес N 1183 от дата указанному земельному участку с кадастровым номером 50:26:0191401:531 был присвоен вид разрешенного использования "под размещение кладбища" (т.1, л.д.144).
Решением Совета депутатов адрес в городе Москве от дата N 44/17 из муниципальной собственности адрес в собственность субъекта Российской Федерации города Москвы был передан земельный участок под размещение кладбища площадью 18784 кв.м с кадастровым номером 50:26:0191401:531, распложенный по адресу: г. Москва, адрес, адрес (т.1, л.д.440).
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:26:0191401:531 имеет вид разрешенного использования "под размещение кладбища", принадлежит на праве собственности городу Москве и предоставлен в пользование наименование организации для эксплуатации кладбища на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от дата N М-12-611028 (т.1, л.д.445-454).
наименование организации,... фио,... фио,... фио являются собственниками соседних по отношению к земельному участку с кадастровым номером 50:26:0191401:531 земельных участков и домов, расположенных на этих участках (т.1, л.д.42-71).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями 209, 210, 263, 304 ГК адрес ст. 37 адрес, исходил из того, что установление запрета на осуществление захоронений на земельном участке с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" по правовым последствиям означает установление запрета на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, чем будут нарушены права собственника земельного участка - г.Москвы.
Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, одним из оснований иска является создание новых мест погребения с нарушением требований законодательства о похоронном деле, а также санитарных норм и правил. В частности истцы указывали, что в нарушение требований закона, СанПина новые места погребения находятся от границ селитебной территории на расстоянии мене 300 метров, границы кладбища находятся ближе 100 метров от жилых и общественных зданий истцов, что нарушает права истцов на безопасную окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от дата N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
Данный федеральный закон в пункте 1 статьи 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 39 дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктами 1.3 и 2.1 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть только перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий по решению органов местного самоуправления. адрес места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается (пункт 6 статьи 16 Закона о погребении).
Пункт 2 статьи 16 Закона о погребении содержит императивное требование о том, что вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Пункт 2.5 СанПиН 2.1.2882--11 предусматривает, что кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га к IV классу санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов с санитарно-защитной зоной 100 метров.
При этом как следует из материалов дела расстояние до земельных участков, принадлежащих истцам, до новой границы кладбища составляет менее 100 метров, т.е. фактически в данном случае участки истцов находятся в санитарно-защитной зоне, соответственно, имеет место грубое нарушение санитарных норм и правил, что также нарушает права истцов, участки которых находятся в непосредственной близости к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Кроме того, в обоснование своих требований истцы также ссылались на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ N-АПА19-79 N 5-АПА19-79 от дата по административному делу N 3а-2466/2019 по административному исковому заявлению наименование организации,... фио,... фио,... фио о признании недействующим в части Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 120-ПП, которым признана недействующей карта градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства адрес землепользования и застройки г.Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата 120-ПП, в той мере, в которой градостроительный регламент и вид разрешенного использования территориальной зоны сохраняемого землепользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191401:531 допускает размещение вновь создаваемых мест погребения.
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт признан недействующим в части, допускающей размещение вновь создаваемых мест погребения, а не имеющихся мест погребения.
При изложенных обстоятельствах, исходя из объема заявленных истцами требований, запретить наименование организации совершать новые захоронения, за исключением захоронений в уже имеющиеся (родственные) могилы, у суда не было оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда г. Москвы от 20 января 2020 года отменить, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить.
Запретить наименование организации совершать новые захоронения на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0191401:531, за исключением захоронений в уже имеющиеся (родственные) могилы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.