Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Жолудовой Т.В., судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.
при ведении протокола помощником судьи Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 06 октября 2020 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе фио фио в установлении пенсии от 30.09.2019 отменить.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио фио страховую пенсию по старости с 24 января 2019 года;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, в котором просила отменить решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии N 215980/19 от 30.09.2019, обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио страховую пенсию по старости с момента обращения 24.01.2019.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 24 января 2019 года обратилась с заявлением в ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400- ФЗ, однако ответчиком 30.09.2019 принято решение об отказе. Данное решение истец фиоА считает незаконным, поскольку представленными документами подтверждается ее право на назначении страховой пенсии.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, представитель третьего лица, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным, отмене и изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частями 1-3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу требований п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. N 1015 при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60 Правил).
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Пенсионные права граждан, выехавших из стран Содружества независимых государств, в том числе пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из Республики Узбекистан, урегулированы нормами Соглашения Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В силу ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 ст. 6 названного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников указанного Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 названного Соглашения (ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территориях государств - участников Содружества без легализации.
Так, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата назначенной пенсии прекращается по прежнему месту жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец фио, паспортные данные, до 30 ноября 2016 года являлась получателем пенсии в Республике Узбекистан.
В связи с переездом на постоянные местожительства в Российскую Федерацию фио, выплата пенсии в Республике Узбекистан не производится.
Паспорт гражданина РФ получен истцом 10.12.2018.
24.01.2019 фио обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано, о чем было вынесено Решение N 204473733/215980/19 от 05.12.2019.
При определении права на страховую пенсию по старости были учтены следующие периоды работы: с 01.11.1980 по 30.11.1980, с 01.01.1981 по 31.05.1981, с 01.07.1981 по 31.12.1981, с 01.02.1987 по 31.03.1987, с 01.05.1987 по 31.12.1987.
Данные периоды составили 01 год 10 месяцев 4 дня, при требуемом стаже - 6 лет.
В страховой стаж истицы не был засчитан период работы с 01.01.1992 по 15.05.1998, в связи с тем, что за данный период не подтверждена уплата страховых взносов.
Согласно записям в трудовой книжке истца 01.01.1992 она была принята на работу в Д\К "Алпомиш" на должность музыкального руководителя яслей, 01.02.1998 освобождена от должности по собственному желанию.
Истцом представлены объяснения и ответ заведующей народного образования Республики Узбекистан Сурхандырьинской области Джаркурганского адрес, в котором было указано, что выдача трудовой книжки ГТ-1 N 5323924 выпуска 1985 года была произведена в замен утерянной работодателем трудовой книжки. Так же был подтвержден трудовой стаж гражданки фио с 01 января 1980 года.
На основании заявления фио, ПФР N 2 по г. Москве и Московской области представил ей для перевода полученное им пенсионное дело. Пенсионное дело было переведено с узбекского на русский язык переводчиком фио, верность перевода заверена нотариусом фио Копия нотариально заверенного перевода была представлена в ПФР N 2 по г. Москва и Московской области.
Совместно с заявлением в ПФР N 2 по г. Москва и Московской области была представлена так же трудовая книжка ГТ-1 N 5323924. Трудовая книжка была представлена с переводом на русский язык страниц, заполненных на узбекском языке. Из последней записи в трудовой книжке следует, что с истцом 16 июля 2014 года на основании приказа N 7 Директора Джаркурган "Сохиб-Даммер" МСЖ трудовой договор расторгнут в связи с уходом на пенсию.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями названных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований фио о признании решения ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии незаконным, обязании ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить истцу страховую пенсию по старости с 24.01.2019, исходя из того, что истец имеет право на получение пенсионного обеспечения в связи с достижением возраста, периоды работы подтверждены трудовой книжкой и представленными в материалы дела доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах и соответствует нормам права, подлежащим применению в данном случае.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что период с 01.01.1992 по 15.06.1998 не может быть учтен в страховом стаже истца, так как работа, которая выполнялась на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 после 01.12.1991, может быть учтена только при условии уплаты страховых взносов, в отношении спорного периода подтверждение уплаты страховых взносов отсутствует; включенные ответчиком в страховой стаж периоды не образуют необходимый стаж и ИПК для назначения страховой пенсии по старости.
Данные доводы судебная коллегия находит подлежащими отклонению с учетом следующего.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ N 99-р от 22.06.2004 "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР" (далее Рекомендации), указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России N 203-16 от 29.01.2003).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Таким образом, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. (в данном случае из Республики Узбекистан, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
С учетом периодов, принятых в страховой стаж истца пенсионным органом в бесспорном порядке, а также периода работы 01.01.1992 по 15.06.1998 в Д\К "Алпомиш" на должность музыкального руководителя яслей, страховой стаж фио составит более требуемых 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения фио с заявлением о назначении пенсии - 24 января 2019 года составит согласно расчету ответчика 16, 491, что дает право истцу на назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требования являются правильными, а доводы ответчика, приведены в апелляционной жалобе, несостоятельны, основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства, иной оценке доказательств и не опровергают выводы суда о праве истца на назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 06 октября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.