Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е, судей Смирновой Ю.А, Сурниной М.В, при секретаре Кочеткове Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе УФСБ России по г. Москве и Московской области на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 октября 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Черникова Валерия Викторовича к УФСБ России по Москве и Московской области о признании действий по невыплате денежной компенсации за наем жилого помещения незаконными, обязании выплачивать денежную компенсацию - удовлетворить.
Признать незаконным отказ УФСБ России по Москве и Московской области в выплате Черникову Валерию Викторовичу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Обязать УФСБ России по Москве и Московской области выплатить Черникову Валерию Викторовичу денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 12 августа 2019 года по 02 августа 2020 года.
В остальной части требований отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Черников В.В. обратился в суд с иском к ответчику УФСБ России по г. Москве и Московской области о признании действий по невыплате денежной компенсации за наем жилого помещения незаконными, обязании выплачивать денежную компенсацию, указывая на то обстоятельство, что он признан нуждающимся в жилом помещениях, жилым помещением не обеспечен, в настоящее время занимает жилое помещение по договору коммерческого найма, в связи с чем имеет право на выплату компенсации. Которая ответчиком ранее выплачивалась, но с августа 2019 года выплачиваться перестала по причине того, что он должен получать компенсацию по месту жилищного учета. Не согласившись, истец обратился с иском в суд, в котором просил признать действия по невыплате денежной компенсации за наем жилого помещения незаконными, обязать ответчика выплатить компенсацию за период с 12 августа 2019 по 02 августа 2020 и выплачивать денежную компенсацию впредь.
Истец Черников В.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика УФСБ России по Москве и Московской области Кузнецов А.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит ответчик УФСБ России по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика УФСБ России по г. Москве и Московской области по доверенности Албул Ю.А. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Черников В.В. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что истец Черников В.В, подполковник запаса, уволен с военной службы приказом ПС ФСБ России от 8 августа 2018 г. N 371- ЛС по истечении срока контракта (подп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, исключен из списков Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю приказом начальника Управления от 10 августа 2018 г. N 499-ЛС.
При увольнении, местом временного проживания выбран г. Москва, куда, в соответствии с выпиской из приказа об увольнении, истец направлен на воинский учет.
21 августа 2018 г. истец принят на пенсионное обеспечение в УФСБ по Москве и МО (пенсионное удостоверение N 104320).
На момент увольнения истец жилой площадью не обеспечен.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 04 мая 2017 года (протокол N 16), от 24 июля 2017 года (протокол N 23), от 06 декабря 2017 года (протокол N 35) истец и члены его семьи включены в список военнослужащих (граждан) нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
С 12 сентября 2018 г. Черников В.В. проживает по договору аренды (коммерческого найма) в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, в сентябре 2018 г. подал в службу социального обеспечения пенсионеров УФСБ России по г. Москве и МО заявление установленной формы о выплате ему денежной компенсации за аренду жилого помещения в г. Москве, которая (компенсация) выплачивалась до 12 августа 2019 г. (окончания срока договора аренды жилого помещения). После продления договора аренды жилого помещения истец 10 октября 2019 г. вновь обратился в Службу социального обеспечения пенсионеров УФСБ России по г. Москве и МО с заявлением о выплате денежной компенсации за аренду жилого помещения в г. Москве.
Письмом от 23 января 2020 года N ММО/104320 из Службы социального обеспечения пенсионеров УФСБ по Москве и МО истец был уведомлен, что правовых оснований у Службы СОП УФСБ по г. Москве и МО для выплаты указанной компенсации не имеется.
В ответ на жалобу от 09 февраля 2020 г. был представлен ответ в письме от 25 марта 2020 года N 4-1663 из УФСБ по Москве и МО, где также указывалось, что у СОП УФСБ по Москве и МО нет правовых оснований для выплаты истцу компенсации, а также было рекомендовано изменить место жилищного учета на г. Москву.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того что порядок выплаты указанной компенсации регламентирован Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным Постановление правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, Приказом ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4 "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений". В силу приведенного Положения денежная компенсация за найм жилого помещения должна производиться соответствующим органом исполнительной власти по месту пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
В настоящем случае истец после увольнения со службы принят на пенсионное обеспечение в УФСБ по Москве и МО, жилым помещением не обеспечен, занимает жилое помещение по договору найма, в связи с чем оснований для отказа в выплате истцу компенсации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер такой компенсации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", согласно которому выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения (пункт 4 Постановления).
В соответствии с п. 14 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от 13 января 2017 года N 4 выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не противоречат смыслу и положениям нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, а именно, Федеральному закону N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", Приказу ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4 "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений", в связи с чем судебная коллегия признает их правильными.
Доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика УФСБ России по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.