Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
судей Заскалько О.В, Лобовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Преображенского районного суда города Москвы от 18 ноября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО к ГУ-ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области об обжаловании решения - отказать в полном объеме.;
установила:
фио обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области от дата N 1887904/19 в увеличении ежемесячной денежной выплаты, назначенной ей в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", просила обязать ответчика восстановить право истца на получение денежной выплаты в размерах, предусмотренных для участников Великой Отечественной Войны с даты обращения дата, указав, что является матерью фио, погибшего дата при исполнении воинской обязанности по призыву, с дата ей назначена ежемесячная денежная выплата по категории "родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте", с кодом 64. Полагая свои права нарушенным, истец обратилась в суд с данным иском.
В судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал. Представитель ответчика фио иск не признал. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определилрассмотрение дела в отсутствие истца и его представителя.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении спора допущено не было.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливаются и регулируются Федеральным законом от дата N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом от дата N 122-ФЗ, вступившим в силу с дата, Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" дополнен статьей 23.1, согласно пункту 1 которой право на ежемесячную денежную выплату имеют участники Великой Отечественной войны (подпункт 1), ветераны боевых действий (подпункт 3), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (подпункт 7). Пунктом 4 этой статьи для указанных категорий лиц установлен различный размер ежемесячной денежной выплаты.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 331-О-П указано, что по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от дата N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), ее размер, порядок и условия получения. Ежемесячная денежная выплата устанавливается лицам, указанным в Законе, с дата.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что фио являлась матерью, погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы фио дата фио выдано удостоверение N 858093, подтверждающее, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
С дата фио установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории "Члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)" - код 62 в соответствии с п.1 ст.23.1 Федерального Закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере сумма.
Судом также установлено и из материалов дела следует, что дата истец фио обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области с заявлением об увеличении ежемесячной денежной выплаты в размере, соответствующем категории "участники ВОВ".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области от дата N 1887904/19 в изменении (увеличении) ежемесячной денежной выплаты по заявлению фио от дата отказано с указанием на то, что право на получение ЕДВ в порядке, предусмотренном п.п. 7 п.1 ст. 23.1 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" истцом реализовано дата, выплата соответствует требованиям закона.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от дата N 331-О, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от дата N 331-О-П указал, что Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах" не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалась в частности на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дата), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Как отмечено в названном определении Конституционного Суда РФ от дата N 331-О-П, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 1125-О-О от дата, введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса.
Поскольку сын истца погиб дата, то есть после вступления в силу Федерального закона N ФЗ-5 "О ветеранах", то на момент действия Закона СССР N 313-1 от дата "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона N ФЗ-5 "О ветеранах") у истца не возникло и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны основаниям искового заявления и были предметом исследования в суде первой инстанции, правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм закона, выводы суда по всем доводам истца изложены в решении и обоснованы ссылками на исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 18 ноября 2020 года - оставить без изменения; апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.