Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи по докладу судьи фио гражданское дело N 2-4378/2020 по апелляционной жалобе фио на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу фио в счет компенсации морального вреда сумма В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приговором Сургутского городского суда адрес от дата фио оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч... УК РФ, в связи с непричастностью к совершению преступления. Истец просил суд взыскать в свою пользу с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере сумма
Истец фио в судебное заседание не явился, содержится в ФКУ ИК-4 УФСИН России по адрес, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, на основании п.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец фио с постановлением по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
Истцом фио было заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы с его участием.
В настоящее время истец фио отбывает наказание и содержится в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Ханты-Мансийскому АО-Югре адрес.
В силу пункта 1 статьи 155.1 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, их представители могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи лишь при наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи. Для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, могут использоваться системы видеоконференц-связи данных учреждений (часть 2 статьи 155.1 ГПК РФ).
Протокольным определением судебной коллегии от дата было удовлетворено ходатайство фио о рассмотрении апелляционной жалобы истца с его участием путем использования системы видеоконференцсвязи.
В связи с удовлетворением ходатайства истца фио о личном участии в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с целью обеспечения реализации процессуальных прав истца фио, Московским городским судом было назначено к рассмотрению гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Симоновского районного суда адрес от дата с использованием видеоконференц-связи с учреждением ФКУ ИК-11 УФСИН Росси по Ханты-Мансийскому АО-Югре адрес на дата на время по московскому времени.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции на основании п. 1 ст. 155.1 ГПК РФ было проведено дата в время по московскому времени с использованием видеоконференц-связи с учреждением ФКУ ИК-11 УФСИН Росси по Ханты-Мансийскому АО-Югре адрес.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Министерства финансов РФ, не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, на основании ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав истца фио, подержавшего доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных исковых требований, возражения ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона отвечает.
В соответствии с требованиями ст. 1070, ст. 1071 и ст. 1100 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии с требованиями ст. 133, 135, 136 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют, в том числе, подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 УПК РФ, за отсутствие в деянии состава преступления.
Реабилитация предусматривает и компенсацию морального вреда, требование об указанной компенсации рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 150, 151, 1100 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Системное толкование положений ст. 1070 и 1100 ГК РФ свидетельствует о том, что законодатель презюмирует причинение лицу морального вреда самим фактом незаконного уголовного преследования этого лица. Доказыванию в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от дата N 17 "О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 ст. 5 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно п. 21 указанного выше Постановления при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному, суд должен учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, приговором Сургутского городского суда адрес от дата, в редакции апелляционного постановления суда ХМАО-Югры от дата, постановлено:
фио по ч... УК РФ оправдать по основаниям п.2 ч.2 ст. 302 УПК РФ за непричастностью его к совершению преступления.
В Срок отбывания наказания фио зачесть время содержания под стражей в период с дата по дата и с дата
В соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ периоды с дата по дата, с дата по дата и с дата до вступления приговора в законную силу, то есть дата, зачесть в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания.
В остальной части приговор суда оставить без изменения".
Проверяя доводы искового заявления, суд первой инстанции установил, что факт незаконного уголовного преследования фио установлен апелляционным постановления суда ХМАО-Югры от дата, которым за фио признано право на реабилитацию по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 159 УК РФ, в связи с непричастностью к совершению преступлений.
В связи с чем, решение о присуждении в пользу истца с Министерства Финансов РФ компенсации морального вреда является законным, полностью отвечающим требованиям вышеприведенных положений ГК РФ и УПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности факта того, что в отношении истца фио имело место незаконное уголовное преследование по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч... УК РФ, в связи с чем, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда с Министерства финансов РФ.
Дав оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд посчитал доказанными обстоятельства по факту незаконного уголовного преследования по обвинению истца в совершении преступления, предусмотренного ч... УК РФ, и пришел к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда.
Учитывая, что судом первой инстанции правильно мотивировано наличие оснований для возложения на ответчика обязанности возместить истцу компенсацию морального вреда, судебная коллегия полагает, что суд, с учетом всех фактических обстоятельств дела, привлечения истца к уголовной ответственности, вида и продолжительности избранной меры пресечения и всего уголовного преследования в целом, виды процессуальных действий по делу, оснований, послуживших прекращению уголовного преследования, категорию преступления, в котором обвинялся фио, его возраст, семейное положение, степень и характер нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, состояние здоровья, вид и род занятий, пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, при этом с учетом требований разумности, соразмерности и справедливости суд определилразмер данной компенсации, подлежащей взысканию, равный сумма, с чем также соглашается судебная коллегия, полагая компенсацию морального вреда в указанном размере соразмерным и разумным.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст, ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной решении суда, оснований считать их неправильными судебная коллегия не находит.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на оценке представленных сторонами доказательствах по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений норм материального и процессуального права, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права, является необоснованным, поскольку прямо противоречат указанным нормам права и представленным в дело доказательствам, а также сводится к субъективному толкованию закона заявителем жалобы.
Доводы апелляционной жалобы истца фио о несогласии с определенным к взысканию с ответчика в пользу истца размером компенсации морального вреда, судебной коллегией отклоняются, поскольку размер компенсации морального вреда, определенный в сумме сумма, отвечает требованиям разумности и справедливости, определен с учетом фактических обстоятельств дела и заслуживающих внимания обстоятельств, оснований полагать размер компенсации морального вреда заниженным не имеется.
Судом учтены фактические обстоятельства по делу, характер и объем обвинения, основания прекращения уголовного преследования, продолжительность производства по уголовному делу, виды и формы следственных действий в период предварительного расследования, продолжительность и вид избранной меры пресечения, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, требования разумности и справедливости.
Таким образом, не имеется оснований для увеличения взысканной суммы компенсации морального вреда, поскольку определенный судом размер компенсации судебная коллегия полагает обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и изменению не подлежит.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст, ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.