Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Иваненко Ю.С, судей Харитонова Д.М, Колосовой С.И, при помощнике судьи Барабиной М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании
по докладу судьи Харитонова Д.М. дело по апелляционной жалобе истца истца Бысько ЛИ на решение Перовского районного суда г.Москвы от 27 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Быськ ЛИ к ГБУ "Жилищник района Сокол" о защите прав потребителей - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Бысько Л.И. обратилась в суд с иском к ответчику ГБУ "Жилищник района Сокол" о защите прав потребителей, в котором просила суд обязать ответчика разместить платежные документы по лицевому счету N *** в ГИС ЖКХ с 01.07.2019 по настоящее время, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, расходов по оплате услуг представителя в суде первой инстанции в размере 5 500 руб. и в суде апелляционной инстанции 10 000 рублей. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником жилого помещения - кв. *** в многоквартирном доме по адресу ***, потребителем жилищно-коммунальных услуг, а также является пенсионером по возрасту, ветераном труда, инвалидом третьей группы. Лицом, оказывающим услуги по управлению многоквартирным домом (управляющей организацией), является ответчик. 18.09.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором указала, что с 01 июля 2019 года в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) отсутствуют платежные документы по лицевому счету истца ***, просила ответчика устранить нарушение и разместить платежные документы в ГИС ЖКХ - для возможности внесения истцом платы за жилое помещение и коммунальные услуги через систему, в которой истцом открыт специальный счет со средствами для оплаты жилищно-коммунальных услуг с 01 июля 2019 года. С 01.07, 2019 истец лишена возможности оплатить услуги, которые оплачивать обязана. 10.02.2020 ответчик через ГИС ЖКХ предоставил ответ N ***, в котором указал, что, являясь управляющей организацией, не размещает платежные документы в ГИС ЖКХ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Бысько Л.И. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Бысько Л.И. в судебной заседание судебной коллегии не явилась, напарила ходатайство о слушании дела по её жалобе в свое отсутствие.
Представитель ГБУ "Жилищник района Сокол" в судебное заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Данное решение суда не соответствует вышеуказанным требованиям.
В силу ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 459, установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно подп. "г" п. 5, п. 9 Стандарта на основании письменного запроса в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с п.п. "е" п. 32 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") управляющая компания привлекает на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии п.1 постановления Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" функции по организации предоставления государственных услуг по принципу одного окна" на территории города Москвы возложены на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ).
Как следует из обжалуемого решения суда, о тказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходи л из того, что ГИС ЖКХ - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством и пришел к выводам, что требования истца об обязании разместить платежные документы по лицевому счету N *** в ГИС ЖКХ с 01.07.2019 по настоящее время заявлены к не надлежащему ответчику, в связи с чем данные требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Бысько Л.И. является собственником жилого помещения - квартиры в многоквартирно м дом е по адресу: г. Москва, ул. Песчаная, д. 15, кв. 61. Управляющей организацией дома, в котором проживает истец, является ответчик ГБУ " Жилищник района Сокол ".
18.09.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором указала, что с 01 июля 2019 года в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) отсутствуют платежные документы по лицевому счету истца ***, просила ответчика устранить нарушение и разместить платежные документы в ГИС ЖКХ - для возможности внесения истцом платы за жилое помещение и коммунальные услуги через систему, в которой истцом открыт специальный счет со средствами для оплаты жилищно-коммунальных услуг с 01 июля 2019 года. 10.02.2020 ответчик через ГИС ЖКХ предоставил ответ N ***, в котором указал, что, являясь управляющей организацией, не размещает платежные документы в ГНС ЖКХ. С данным ответом истец не согласна, считает свои права нарушенными.
В силу ч.1 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции не учел, что согласно пунктам 117 и 1126 "Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней", утвержденных приказом Минкомсвязи России N589, Минстроя России N944/пр от 28.12.2015г, лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны размещать платежные документы в ГИС ЖКХ или заключать договоры на размещение указанной информации с платежными агентами.
Делая вывод, что исковые требования истцом заявлены к не надлежащему ответчику, суд исходил из того, что согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" функции по организации предоставления государственных услуг по принципу одного окна" на территории города Москвы возложены на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы".
При этом суд не учел, что в соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" функции по организации предоставления государственных услуг по принципу одного окна", оказание государственной услуги "Расчет (перерасчет) жилищно-коммунальных платежей", "Формирование единого платежного документа" возложено на специалистов МФЦ соответствующего района, но указанным Приложением на многофункциональные центры не возлагается обязанность размещения платежных документов в ГИС ЖКХ.
Кроме того, суд не принял во внимание, что Постановлением Правительства Москвы N1585-ПП от 18.12.2018 "Об утверждении Порядка взаимодействия по организации размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "поставщиками информации в ГИС ЖКХ назначены государственные бюджетные учреждения города Москвы Жилищник района, но не ГБУ города Москвы "МФЦ".
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", определено, что потребителем жилищно-коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме.
Не предоставление ответчиком с 01.07.2019 г. платежных документов в ГИС ЖКХ нарушило законное право истца как собственника жилого помещения и потребителя жилищно-коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых ответчиком услугах в установленном законом порядке - через личный кабинет гражданина в ГИС ЖКХ.
При этом судебная коллегия учитывает, что примененное по делу судом первой инстанции Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 459) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домами" и Приложение 1 утратило силу с 01.01.2021г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 июля 2020 г. N 1136 (ред. от 31.12.2020) "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая вышеизложенное, наличие факт нарушения со стороны ответчика прав истца, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить требование истца в части компенсации морального вреда, в соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Определяя размер компенсации морального вреда с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствие для истца тяжких необратимых последствий, а также требований разумности и справедливости судебная коллегия считает правомерным определить компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп, а оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере, указанном истцом в 10 000 руб, судебная коллегия не находит.
Согласно п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в суде первой и апелляционной инстанции в размере 15 550 руб. 00 коп. Исходя из принципа разумных пределов на оплату юридических услуг, а также сложности и длительности рассмотрения дела, судебная коллегия считает, что указанные расходы должны быть возмещены истцу в размере 10 000 рублей.
Истец, обращаясь в суд с данным иском, государственную пошлину не оплачивала, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, предусматривающими, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от ее уплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, с учетом требований ст.ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г.Москвы в размере 300 рублей.
При этом судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании ГБУ "Жилищник района Сокол" разместить в личном кабинете гражданина Бысько ЛИ в ГИС ЖКХ платежные документы с 01.07.2019 по настоящее время, в связи с тем, что это может сделать невозможным исполнение данного определения судебной коллегии.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда г.Москвы от 27 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с ГБУ "Жилищник района Сокол" в пользу Бысько ЛИ компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей.
Взыскать с ТБУ "Жилищник района Сокол" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.