Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е.
и судей Федерякиной Е.Ю, Сурниной М.В.
при помощнике судьи Ерошкине В.К.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по частной жалобе истца фио на определение Никулинского районного суда города Москвы от 17 ноября 2020 года, которым постановлено: гражданское дело N2-2114/2020 по иску Якуповой фио к Аббосову Имомжону, АО "АльфаСтрахование" о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП - оставить без рассмотрения.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику фио о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 30 июля 2019 года по вине ответчика произошло дорожно-транспортное происшествия с участием автомобиля марка автомобиля, регистрационный знак ТС, под управлением и принадлежащий фио, и автомобиля марка автомобиля Солярис, регистрационный знак ТС, под управлением фио, в результате которого автомобилю истца были причинены механические повреждения. В связи с чем истец обратилась в суд в настоящим иском.
Определением Никулинского районного суда г.Москвы от 30 июля 2020 года, оформленным в протоколе судебного заседания, удовлетворено ходатайство истца о привлечении АО "АльфаСтрахование" в качестве соответчика (л.д.72-73).
23 сентября 2020 года в Никулинский районный суд г.Москвы поступило ходатайство представителя ответчика АО "АльфаСтрахование" об оставлении искового заявления без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный законом (л.д.134-140).
Судом постановлено вышеуказанное определение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит истец фио по доводам частной жалобы, ссылаясь на то, что досудебный порядок в форме обращения к финансовому управляющему был соблюден - истцом подано соответствующее заявление к страховщику потерпевшего, то есть СПАО "РЕСО-Гарантия", а потому отдельное обращение к АО "АльфаСтрахование" по тому же предмету и основанию не требуется.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами настоящего дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с абз.2 ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.94 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", судья возвращает исковое заявление в случае несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при предъявлении потерпевшим иска к страховой организации или одновременно к страховой организации и причинителю вреда (ст.135 ГПК РФ и ст.129 ГПК РФ). В случаях установления данного обстоятельства при рассмотрении дела или привлечения страховой организации в качестве ответчика исковые требования как к страховщику, так и к причинителю вреда подлежат оставлению без рассмотрения на основании абзаца 2 ст.222 ГПК РФ и п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ.
Оставляя без рассмотрения исковое заявление, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
Так, 03 сентября 2018 года введен в действие Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
Указанным актом предусмотрено обязательное взаимодействие отдельных видов финансовых организаций с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.
Согласно пп.1 п.1 ст.28 Федерального закона от 04.06.2018 N 123 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" с финансовым уполномоченным в соответствии с указанным Федеральным законом обязаны организовать взаимодействие, в том числе страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование).
Согласно ст.15 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в ст.29 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст.30 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в ст.19 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг") либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тысяч рублей, с финансовой организации, включенной в реестр, указанный в ст.29 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст.30 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в случаях, предусмотренных ст.25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч.2 ст.15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
На основании п.5 ст.32 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" положения п.1 ч.1 ст.28 указанного Федерального закона в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, применяются по истечении двухсот семидесяти дней после дня вступления в силу Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ, то есть с 01 июня 2019 года.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов настоящего гражданского дела ответчик АО "АльфаСтрахование" является финансовой организацией, обязанной организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным в соответствии со ст.28 Федерального закона от 04.06.2018 N 123 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Истец обратился в суд с настоящим иском 10 декабря 2019 года (после 01 июня 2019 года). Однако сведений о соблюдении истцом в отношении ответчика АО "АльфаСтрахование" обязательного досудебного порядка урегулирования спора путем обращения к финансовому уполномоченному, материалы настоящего гражданского дела не содержат.
Таким образом, спор между сторонами возник после вступления в законную силу Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Потребители финансовых услуг согласно п.8 ст.32 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" для целей Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В данном случае истец фио является физическим лицом, обращение за взысканием страхового возмещения согласно уточненного искового заявления исходит именно от истца (л.д.80-82).
В силу п.3 ст.1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, суд пришел к верному выводу о том, что при обращении в суд с 01 июня 2019 года соблюдение потребителем финансовых услуг обязательного досудебного порядка урегулирования споров настоящей категории, является обязательным.
Поскольку исковое заявление предъявлено изначально в суд 10 декабря 2020 года, постольку является обязательным предоставление истцом доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования споров в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в отношении страховой компании фио - АО "Альфа-Страхование", которое было привлечено судом по инициативе самого истца 30 июля 2020 года, а впоследствии и предъявлены материальные исковые требования (л.д.72, 80-83).
То обстоятельство, что фио обращалась к финансовому уполномоченному в отношении своей страховой компании СПАО "РЕСО-Гарантия" с требованием о выплате страхового возмещения, не освобождает ее от обязанности соблюсти обязательный установленный Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" досудебный порядок урегулирования спора в отношении ответчика АО "АльфаСтрахование", и не нарушает право на доступ к правосудию.
Никаких существенных нарушений норм процессуального права со стороны суда из материалов дела по доводам частной жалобы не усматривается.
Доводы частной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о незаконности определения, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, определение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.329, 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Никулинского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 года - оставить без изменения, частную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.