Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи фио, и судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело 2 - 1205/2020 по апелляционной жалобе наименование организации на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковое заявление Воронежского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействия наименование организации по невыполнению требований законодательства о защите прав инвалидов в части необеспечения условия для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово адрес, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная адрес, входа и выхода на остановочные платформы остановочной адрес, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Обязать наименование организации устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда путем обеспечения условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово адрес, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная адрес, входа и выхода на остановочные платформы остановочной адрес, посадки в транспортное средство и высадки из него, любым доступным способом",
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Воронежского транспортного прокурора обратился в Мещанский районный суд адрес в интересах неопределенного круга лиц с иском к наименование организации о признании незаконным бездействия по невыполнению требований законодательства о защите прав инвалидов в части необеспечения условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово адрес, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная адрес, входа и выхода на остановочные платформы остановочной адрес, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; обязании наименование организации устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда путем обеспечения условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом на остановочной платформе Сомово адрес, а именно: возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположена остановочная адрес, входа и выхода на остановочные платформы остановочной адрес, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски путем реконструкции пешеходного переходного моста, обустройства надземного перехода, обустройства подземного перехода или иным другим доступным способом.
В обоснование заявленных требований указано, что Воронежской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов на железнодорожном транспорте на остановочной адрес Юго - адрес, по результатам которой установлено, что на остановочной адрес не обеспечена доступность пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта для лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, использующих коляски, что нарушает права указанных лиц, которые пользуются или могут воспользоваться услугами железнодорожного транспорта общего пользования на остановочной адрес.
Представитель Воронежской транспортной прокуратуры фио в суд явилась, требования поддержала. Представитель наименование организации по доверенности фио в суд явилась, иск не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик наименование организации по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя истца по доверенности фио, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 17-ФЗ от дата "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в с соответствии с частью 2 статьи 20 указанного Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Судом первой инстанции установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения объектов адрес железной дороги.
Обследованием установлено, что железнодорожный остановочный пункт адрес оборудован двумя пассажирскими платформами, одна из которых находится в междупутье, доступ к которым, а также на прилегающую территорию осуществляется посредством надземного пешеходного перехода.
Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59-13330.2016) предусматривает:
на вокзалах подземные (наземные) переходы для доступа пассажиров на платформы (места посадки) следует оборудовать лифтами или иными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов (п. 8.4.11)
В ходе судебного разбирательства установлено несоответствие объектов инфраструктуры адрес указанным нормам: надземный пешеходный переход не оборудован какими-либо средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к пассажирской инфраструктуре железнодорожного транспорта при отсутствии альтернативного способа перемещения между пассажирскими платформами и выхода на прилегающую территорию населенного пункта.
дата в Юго - Восточную дирекцию инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала наименование организации направлялось представление об устранении указанных выше нарушений законодательства на адрес, однако предприятием действенные меры в целях их устранения приняты не были.
дата наименование организации привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры на адрес в виде штрафа.
Удовлетворяя иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции обоснованно указал, что выявленные в ходе проверки и не устранённые до настоящего момента нарушения, имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов - колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия с правильностью выводов суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют требованиям Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов". Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что объект транспортной инфраструктуры был введен в эксплуатацию до вступления в силу СП 59.13330.2016, не реконструировался, не подвергался капитальному ремонту, в связи с чем, положения Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свод правил 59.13330.2016 не распространяются на ответчика, основанием к отмене решения суда быть не может, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции ст. 17 Конституции РФ права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указание на данное обстоятельство.
В суде первой инстанции данный довод являлся предметом рассмотрения и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и доказательств по делу, основаны на ошибочном толковании и применении заявителем норм действующего законодательства, в дополнительной проверке не нуждаются.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу наименование организации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.