Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, С.И. Коневой, при секретаре А.А. Щербаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционным жалобам МИФНС России N8 по Ярославской области и фио на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 года, которым постановлено:
Взыскать с фио в пользу Управления федерального казначейства по Ярославской области (МИФНС России N8 по Ярославской области) земельный налог за 2015 год в сумме сумма, земельный налог за 2016 год в сумме сумма, пени по земельному налогу в сумме сумма, налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме сумма, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме сумма.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с фио государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере сумма, УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N8 по Ярославской области обратилась в суд с исковыми требованиями к фио о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2015-2016 гг, мотивируя тем, что ответчик имеет в собственности налогооблагаемое имущество.
Согласно налоговому уведомлению административному ответчику предложено уплатить недоимку, однако в установленный законом срок налог оплачен не был.
Требование об уплате недоимки по налогу оставлено без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, о частичной отмене которого просят МИФНС России N8 по Ярославской области и фио по доводам апелляционных жалоб.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела и решение суда, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме сумма.
Судом установлено, что по сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 11 ст. 396 НК РФ, фио (ИНН...) в 2014-2016 гг. являлась собственником объектов недвижимого имущества (строений, сооружений), расположенных по адресу: адрес; жилого дома по адресу: адрес, кадастровый номер.., а также земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по тому же адресу, следовательно, в силу положений ст. ст. 388 - 389, 399-401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление N74855043 от 22 сентября 2017 года, содержащее расчет налогов и предложено оплатить недоимку не позднее 1 декабря 2017 года.
В связи с невыполнением плательщиком налога своей обязанности в адрес фио направлено требование N7071 от 21 декабря 2017 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, установлен срок для добровольной уплаты налога до 8 февраля 2018 года.
Указанное требование не было исполнено ответчиком, общая сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу составила сумма.
Принимая решение об удовлетворении требований в части земельного налога за 2015 год в сумме сумма, земельного налога за 2016 год в сумме сумма, пени по земельному налогу в сумме сумма, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме сумма, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме сумма, суд первой инстанции на основании ст. ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, 31, 48, 52, 69, 70, 75, 85, 388 - 389, 399-401 НК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Названной нормой права (ст. 48 Налогового кодекса РФ) установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с приведенными законоположениями суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок взыскания налога административным истцом соблюден: в налоговом требовании указан срок исполнения налоговой обязанности - до 8 февраля 2018 года, обращение Инспекции за выдачей судебного приказа последовало в течение шести месяцев после указанной даты - 15 июня 2018 года, а обращение в суд в порядке административного судопроизводства произошло в течение шести месяцев после получения налоговой инспекцией 10 июля 2018 года копии определения об отмене судебного приказа - 13 января 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы фио о наличии коллизий в законодательстве по вопросу исчисления срока - шесть месяцев со дня истечения требования об уплате налога (ч. 2 ст. 286 КАС РФ), либо шесть месяцев с момента отмены судебного приказа (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ) не учитывают, что данные нормы подлежат применению с учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N103-ФЗ, которым раздел III КАС РФ дополнен главой 11.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона выставления обращения в суд.
При таком положении налоговые органы должны были исполнить обязанность обратиться за выдачей судебного приказа и, в случае его отмены, у них имелось право в течение шести месяцев после отмены судебного приказа предъявить административный иск.
Вместе с тем заслуживает внимания довод апелляционной жалобы МИФНС России N8 по Ярославской области о неправильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29 декабря 2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N436-ФЗ).
Исходя из вышеназванных норм, с налогоплательщика подлежит взысканию недоимка по уплате земельного налога за 2014 год в сумме сумма, согласно имеющегося в материалах дела расчета задолженности.
Недоимка по данному налогу за 2014 год не подпадает под списание, регламентированное пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ, как ошибочно полагал районный суд, поскольку подлежит уплате после 1 января 2015 года.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России N8 по Ярославской области к фио о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме сумма и в этой части постановить новое решение о взыскании с фио в пользу МИФНС России N8 по Ярославской области недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме сумма.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу фио без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.