Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Салиховой Н.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-752/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по г.Москве к Вощининой М.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям
по апелляционной жалобе административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по г.Москве, подписанной начальником Инспекции Гонтюревым И.И, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N6 по г. Москве (далее - ИФНС России N6 по г.Москве) обратилась в суд с административным иском к Вощининой М.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в размере 7 425 руб, пени в размере 33, 29 руб, налога на имущество в размере 3 051 руб, пени в размере 13, 67 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Вощинина М.В. является собственником квартиры в г.Москве и транспортного средства марки *, однако свою обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год она надлежащим образом не исполнила.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России N6 по г.Москве отказано.
В апелляционной жалобе начальник ИФНС России N6 по г.Москве Гонтюрев И.И. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Шкуренковой О.А, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ определено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса установлено, что о бъектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из материалов дела следует, что в 2018 году Вощининой М.В. на праве собственности принадлежала квартира по адресу: * с кадастровым номером *, за ней было зарегистрировано транспортное средство марки *, гос.рег.знак *.
Налоговым уведомлением N68917033 от 22 августа 2019 года Вощининой М.В. произведен расчет транспортного налога за 2018 год в размере 7 425 руб, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 051 руб, определен срок их уплаты - 2 декабря 2019 года.
Поскольку в установленный срок налоги уплачены не были, налоговым органом в адрес Вощининой М.В. направлено требование об уплате налогов N16124 от 24 декабря 2019 года, которым предложено погасить задолженность по налогам в срок до 27 января 2020 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N397 района Замоскворечье г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N396 района Якиманка г.Москвы от 7 мая 2020 года с Вощининой М.В. взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год.
Определением мирового судьи того же судебного участка от 28 мая 2020 года судебный приказ был отменен на основании возражений должника против его исполнения.
В суд с настоящим иском административный истец обратился 30 июня 2020 года (л.д.21), то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ срока.
В ходе судебного разбирательства Вощининой М.В. предоставлены суду сведения о внесении ею 28 июля 2020 года денежных средств в размере 7 764, 98 руб. в счет погашения налоговой задолженности (л.д.23-25).
Отказывая в удовлетворении заявленных ИФНС России N6 по г.Москве требований, суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства Вощининой М.В. представлены квитанции об уплате налога, пени.
В апелляционной жалобе, подписанной начальником Инспекции Гонтюревым И.И, ИФНС России N6 по г.Москве указывает на то, что денежные средства в размере 7 764, 98 руб. от Вощининой М.В. поступили и учтены в ее лицевом счете, в связи с чем административным истцом заявлено об отказе от исковых требований в данной части.
Ходатайство об отказе от исковых требований поддержано в суде апелляционной инстанции педставителем ИФНС России N6 по г.Москве по доверенности Шкуренковой О.А.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Предусмотренное статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в административном судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В силу части 1 статьи 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно части 2 статьи 304 КАС РФ при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в том числе добровольный характер отказа административного истца от части заявленных требований, его осведомленность о последствиях совершаемого процессуального действия, а также то обстоятельство, что данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, учитывая положения статей 46, 157, 304 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным принять отказ ИФНС России N6 по г.Москве от административных исковых требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 425 руб, пени в размере 33, 29 руб, в связи с чем решение суда в части данных требований подлежит отмене, производство по делу в указанной части - прекращению.
Проверяя законность постановленного судом решения в остальной части, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к его отмене, поскольку выводы суда в части необходимости отказа в удовлетворении требований ИФНС России N6 по г.Москве о взыскании с Вощининой М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени за просрочку его уплаты не соответствуют обстоятельствам дела.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме, исходя из того, что административным ответчиком представлены квитанции об уплате налогов и пени.
Между тем, из материалов дела следует, что платеж в размере 7 764, 98 руб. осуществлен Вощининой М.В. в счет погашения задолженности по транспортному налогу и пени (л.д.24), в то же время каких-либо доказательств, подтверждающих уплату Вощининой М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 3 051 руб. и пени в размере 13, 67 руб, суду не представлено, не отражены данные сведения и в карточке расчетов с бюджетом, представленной представителем административного истца в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у административного ответчика Вощининой М.В. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц 2018 год, размер которой проверен и признан правильным, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 051 руб, а также пени в размере 13 руб. 67 коп.
При таких обстоятельствах в силу положений пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении данных требований не может быть признано законным, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных ИФНС России N6 по г.Москве к Вощининой М.В. административных исковых требований в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 304, 309-311 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июля 2020 года отменить.
Принять отказ административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по г.Москве от административных исковых требований к Вощининой М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 7 425 руб, пени в размере 33, 29 руб.
Производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части заявленные административные исковые требования о взыскании с Вощининой М.В. налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени удовлетворить.
Взыскать с Вощининой М.В. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по г.Москве недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 051 руб, пени 13 руб. 67 коп.
Взыскать с Вощининой М.В. в доход бюджета г.Москвы государственную пошлину в размере 400 рублей.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.