Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Зейналян Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Беляничева С.А. и Николаевой Н.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Николаевой Н.А, Беляничева С.А. об оспаривании действий (бездействия) Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Правительства Москвы отказать", УСТАНОВИЛА:
Беляничев С.А, Николаева Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконным отказа в организации личного приема заявителей к заместителю Генпрокурора РФ, действие (бездействие) Правительства Москвы по отказу в публикации на интернет-сайте графика личного приема руководителями и обязании осуществлять ежемесячную публикацию графика личного приема руководителями на интернет-сайте, действия (бездействие) ФНС России по отказу 07 мая 2019 года в личном приеме руководителем, действия (бездействие) должностного лица Росимущества по отказу предоставить в установленный срок достоверные и полные сведения по обращению от 09 августа 2019 года. Полагали, что указанные действия нарушают их права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Административные истцы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом. Представители административных ответчиков ФНС России - "***" А.А, Росимущества - "***" С.В, Правительства Москвы - "***" О.В. явились, возражали против удовлетворения заявленных требований. Представитель Генеральной прокуратуры РФ в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил отказать в удовлетворении административного иска, по изложенным в возражениях доводам.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
В заседание судебной коллегии административные ответчики: ФНС России, Росимущество, Генеральной прокуратуры РФ не явились, извещались надлежащим образом.
Административный истец Николаева Н.А, являющаяся также представителем Беляничева С.А, покинула заседание судебной коллегии по административным делам, поскольку её ходатайство о снятии дела с рассмотрения апелляционной инстанции не было удовлетворено.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Правительства Москвы - "***" О.В. обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, находит, что решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Николаева Н.А, Беляничев С.А. неоднократно обращались с заявлениями и жалобами к административным ответчикам, выражая несогласие с их действиями (бездействием), в том числе в части организации личного приема.
В ответ на обращение от 25 апреля 2019 года письмом начальника административно-контрольного управления ФНС России от 22 мая 2019 года Николаевой Н.А. сообщено, что личный прием будет проведен "***" 2019 года в 10 часов 00 минут в административном здании ФНС России.
В назначенное время административные истцы на прием не явились.
По обращению от "***" 2019 года ФНС России организован и проведен личный прием Николаевой Н.А, прием проведен уполномоченным приказом ФНС России должностным лицом - заместителем начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров, а также членом общественного совета ФНС России, на личном приеме также присутствовали должностные лица ФНС России, к компетенции которых относятся поставленные в обращении вопросы, в подтверждение представлена карточка личного приема N "***".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к ФНС России, суд первой инстанции исходил из того, что обращения административных истцов от 25 апреля 2019 года и 06 декабря 2019 года рассмотрены, личный прием уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства, со стороны ФНС России организован, незаконных действий (бездействия), не установлено.
В Генеральную прокуратуру РФ поступили жалобы административных истцов от 13 мая 2019 года (вх. N"***"), от 01 июля 2019 года (вх. N"***"), от 11 июля 2019 года (вх. N"***") доводы которых ранее являлись предметом неоднократных проверок, и по результатам которых полномочными должностными лицами заявителям давались соответствующие разъяснения.
В ответах от 11 февраля 2019 года, 11 июня 2019 года и 29 июля 2019 года руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявителям разъяснялся порядок организации личного приема граждан. Ответы на обращения направлялись в адрес заявителя.
09 августа 2019 года административными истцами в Росимущество направлено обращение о проведении служебного расследования законности привлечения к реализации арестованного имущества ООО ""***"", а также правомерности реализации автомобиля марки ""***"", государственный регистрационный знак "***", арестованного у Беляничева С.А.
02 сентября 2019 года начальником управления имущества со специальными режимами Росимущества рассмотрено поступившее 09 августа 2019 года обращение, по результатам рассмотрения обращения дан ответ, в котором сообщалось, что привлечение специализированных организаций для оказания услуг по реализации арестованного имущества осуществляется территориальными органами Росимущества в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По информации, полученной из Территориального управления, на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги от 21 июня 2019 года, поступившего из УФССП России по г. Москве с копией акта о наложении ареста от 17 октября 2018 года, реализация автомобиля была поручена ООО ""***"". В соответствии с актом передачи арестованного имущества на торги от 04 июля 2019 года автомобиль был передан судебным приставом-исполнителем ООО ""***"" на реализацию. Извещение о проведении торгов по продаже автомобиля размещено 08 июля 2019 года на официальном сайте Российской Федерации "***", первичные торги по продаже автомобиля были назначены на 12 августа 2019 года. В соответствии с постановлением о приостановлении исполнительного производства от 12 августа 2019 года торги по продаже автомобиля ООО ""***"" были приостановлены, соответствующая информация размещена на официальном сайте. По вопросам возможных нарушений судебными приставами-исполнителями в ходе исполнительного производства рекомендовано обратиться в ФССП России.
Таким образом, обращение от 09 августа 2019г. рассмотрено должностным лицом Росимущества в пределах компетенции, ответ на обращение направлен в установленный законодательством срок, что подтверждается почтовой квитанцией.
В соответствии с п. 4 Административного регламента исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан, адресованных Мэру Москвы, в Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы (Приложение 13 к Регламенту Правительства), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП, личный прием граждан осуществляется по предметам ведения города Москвы, по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Москвы.
Мэр Москвы принимает личные обращения граждан в установленном им порядке, в том числе во время встреч с гражданами по месту их жительства, в трудовых коллективах.
По поручению Мэра Москвы личный прием граждан в Приемной Правительства Москвы осуществляют заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы и руководители органов исполнительной власти города Москвы согласно графику, утверждаемому заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
На личный прием к указанным должностным лицам исполнительной власти города Москвы могут записаться жители города Москвы (москвичи), лица, имеющие место жительства в городе Москве, а также иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории города Москвы, если их вопрос не был решен на уровне района и административного округа города Москвы и требуется участие членов Правительства Москвы и руководителей органов исполнительной власти города Москвы.
Граждане вправе обращаться в Приемную лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке.
Таким образом, административные истцы праве обратиться в Приемную Правительства Москвы для записи на личный прием к заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министрам Правительства Москвы и руководителям органов исполнительной власти города Москвы.
Обязанность по размещению на сайте в сети интернет графика личного приема граждан руководителями органов исполнительной власти города Москвы не установлена, в связи с чем требования административных истцов в данной части не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Судебная коллегия приходит к выводу, что обращения Николаевой Н.А, Беляничева С.А. по существу рассмотрены уполномоченными должностными лицами соответствующих органов, куда подавались обращения, в адрес административных истцов направлены мотивированные ответы, которые ими получены.
Несогласие заявителей с содержанием ответов само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным и необоснованным нерассмотрения обращения Николаевой Н.А, Беляничева С.А. в установленном законом порядке в части отказа в организации личного приема к заместителю Генпрокурора РФ и руководителя ФНС России, отказа Правительства Москвы в публикации на интернет-сайте графика личного приема руководителями и отказа Росимущества в предоставлении в установленный срок достоверных и полных сведения по обращению от 09 августа 2019 года.
Так, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах проводится их руководителем и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Конкретный порядок осуществления приема граждан указанным Федеральным законом не установлен, как и не установлена обязанность осуществления личного приема тем должностным лицом государственного органа, которое определилзаявитель.
Рассмотрев обращение заявителя от 25 апреля 2019 года Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" назначен личный прием, уведомление с указанием места и времени направлено в адрес заявителя, которое получено заявителем, однако в назначенное время на личный прием никто не явился.
По факту обращения от 06 декабря 2019 года ФНС России организован и проведен личный прием Николаевой Н.А, прием проведен уполномоченным приказом ФНС России должностным лицом, на личном приеме также присутствовали должностные лица ФНС России, к компетенции которых относятся поставленные в обращении вопросы, в подтверждение представлена карточка личного приема N "***".
В соответствии с п.п. 7.1, 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и приему граждан (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений. По вопросам, относящимся к компетенции управления служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров, прием осуществляется непосредственно в этом управлении.
Начальники главных управлений, управлений (их заместители) принимают граждан с жалобами на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации подчиненными им должностными лицами, а начальники отделов - на решения руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур по вопросам, не требующим вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации принимают граждан по вопросам, относящимся непосредственно к их компетенции, при наличии ответа на обращение за подписью начальника главного управления, управления или отдела (на правах управления).
Учитывая, что руководством главного управления Генеральной прокуратуры РФ ответы на обращения административных истцом не давались, вопрос об организации личного приема заместителем Генеральной прокуратуры РФ обосновано признан преждевременным, о чем неоднократно сообщалось административным истцам в ответах от 11 июня 2019г, 23 июля 2019г. Оспариваемые действия (бездействия) соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают прав на личный прием уполномоченными на то лицами в установленном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных к Генеральной прокуратуре РФ требований не имеется.
Незаконные действия (бездействия) со стороны Росимущества по обращению Комитета от 09 августа 2019 года о проведении служебного расследования законности привлечения к реализации арестованного имущества ООО ""***"", а также незаконной реализации автомобиля марки ""***"" государственный регистрационный знак "***", арестованного у Беляничева С.А, отсутствуют, поскольку по результатам рассмотрения обращения межрегиональной общественной организации "Гражданский Комитет Содействия реализации и общественного контроля над выполнением Указов Президента от 7 мая 2012 года" от 09 августа 2019 года компетентным должностным лицом Управления имущества со специальными режимами обращения Росимущества заявителю дан своевременный ответ в соответствии с положениями ст. ст. 7, 10, 12 Федерального закона 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" по существу обращения.
Работа с обращениями граждан в Аппарате Мэра и Правительства Москвы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Регламентом Правительства Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП, в том числе в части требований, установленных Административным регламентом исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан, адресованных Мэру Москвы, в Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы (Приложение 13 к Регламенту Правительства Москвы).
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан, адресованных Мэру Москвы, в Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы (далее - Административный регламент), определяет порядок, сроки рассмотрения индивидуальных и коллективных письменных и устных обращений граждан и исполнения поручений должностных лиц исполнительной власти города Москвы по разрешению вопросов, поставленных в обращениях.
Личный прием граждан осуществляется по предметам ведения города Москвы, по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Москвы.
Мэр Москвы принимает личные обращения граждан в установленном им порядке, в том числе во время встреч с гражданами по месту их жительства, в трудовых коллективах.
По поручению Мэра Москвы личный прием граждан в Приемной Правительства Москвы осуществляют заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы и руководители органов исполнительной власти города Москвы согласно графику, утверждаемому заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
Из чего следует, что административные истцы не были лишены права обратиться в Приемную Правительства Москвы для записи на личный прием к заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министрам Правительства Москвы и руководителям органов исполнительной власти города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 07.10.2003 N841-ПП "Об обеспечении доступности информации о деятельности Правительства Москвы, городских органов исполнительной власти и городских организаций" обязательное размещение в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет графика приема руководителями органов исполнительной власти города Москвы не предусмотрено.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Н.А, Беляничева С.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.