Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио, с участием прокурора фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-739/2021
по административному исковому заявлению фио к Департаменту образования и науки адрес о признании частично недействующим Положения о Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории, утвержденного Приказом Департамента образования адрес от дата N 736 в редакции от дата, от дата, установил:
фио обратилась в Московский городской суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующими:
абзац 3 пункта 4, абзац 3 пункта 11, пункт 14.2, пункт 14.3, абзацы 1, 2, 3, 4, 6 пункта 14.4, пункт 17 и пункт 22 Положения о Городской Аттестационной комиссии, утвержденного Приказом Департамента образования адрес от дата N 736 в редакции Приказа Департамента образования адрес от дата N 1064 "О внесении изменений в приказ Департамента образования адрес от дата N736";
абзац 3 пункта 11, пункт 14.2, пункт 14.3, абзацы 1, 2, 3, 4, 6 пункта 14.4, пункт 17 и пункт 23 Положения о Городской Аттестационной комиссии, утвержденного Приказом Департамента образования адрес от дата N 736 в редакции Приказа Департамента образования и науки адрес от дата N 376 N 1064 "О внесении изменений в приказ Департамента образования адрес от дата N736", применяемых при проведении аттестации педагогических работников в целях установления первой квалификационной категории.
В обосновании иска ссылается на то, что является педагогическим работником, осуществляет трудовую деятельность в ГБОУ адрес "Школа N 192" в должности воспитателя. Не оспаривая компетенцию и полномочия Департамента образования адрес на принятие вышеприведенного нормативного правового акта, указывает на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральному Закону от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 276, определяющих порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Представитель административного истца требования, изложенные в административном заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента образования и науки адрес заявленные требования не признал, представил письменные возражения, ссылаясь на то, что Департамент образования и науки адрес правомерно принял по вопросам, относящимся к его компетенции, оспариваемый в части нормативный правовой акт, положениями которого предусмотрен порядок создания, цели и задачи, принципы, полномочия и регламент деятельности аттестационной комиссии при проведении аттестации педагогических работников. Как пояснил представитель административного ответчика и заинтересованного лица, аттестация педагогических работников в адрес осуществляется на основании ведомственного акта федерального органа исполнительной власти - Приказа Минобрнауки России от дата N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", а оспариваемый в части нормативный правой акт регулирует порядок деятельности комиссии. Кроме того, просил обратить внимание суда на то, что административный истец уже воспользовалась правом на судебную защиту при подаче искового заявления и рассмотрения его Мещанским судом адрес о признании результатов аттестации недействительными, решением которого в удовлетворении требований отказано. Соответственно, как считает, административный ответчик, целью обращения с данным иском является несогласие с выводами и оценкой доказательств Мещанского суда адрес при прохождении аттестации, которые были предметом исследования по другому гражданскому делу.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Федеральный закон от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности и определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В силу пункта 8 части 1 статьи 48 Закона об образовании в Российской Федерации, педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Статьей 49 Закона об образовании в Российской Федерации предусмотрено, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1).
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3).
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 276 утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Порядок аттестации педагогических работников), который определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Порядок аттестации, согласно пункту 1, применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", в том числе к учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
В силу пункта 25 раздела III Порядка аттестации педагогических работников аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (пункт 26 раздела III Порядка аттестации педагогических работников).
В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования и науки адрес (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес (пункт 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.13 Положения о Департаменте к ведению последнего относится формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников государственных организаций адрес, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в адрес, в целях установления квалификационной категории, если иной порядок не установлен правовыми актами адрес.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным распределением полномочий обеспечение государственных гарантий по прохождению аттестации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Следовательно, Департамент образования и науки адрес, как отраслевой орган исполнительной власти адрес, правомерно принял по вопросам, относящимся к его компетенции, Положение о Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на первую и высшие квалификационные категории, которое в соответствии с пунктом 1 определяет порядок создания, цели, задачи, принципы, полномочия и регламент ее деятельности при проведении аттестации педагогических работников государственных организаций адрес, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в адрес, в целях установления квалификационных категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона адрес от дата N 25 "О правовых актах адрес" официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа власти адрес считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Положение подписано руководителем Департамента образования адрес, опубликовано на официальном сайте Департамента образования и науки адрес.
В абзаце 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Указанный способ опубликования Положения, по мнению суда, позволил обеспечить возможность ознакомиться с его содержанием населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт.
Доводы административного истца о том, что Положение не внесено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации суд отклоняет, поскольку включение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр (с присвоением им соответствующих номеров), в соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 904, носит учетный характер, не является функцией осуществления государственной регистрации и не влияет на вступление этих актов в силу. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1009, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию только нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Суд считает, что абзац 3 пункта 4 Положения, предусматривающий одной из основных задач ГАК при проведении аттестации оценивать результаты деятельности педагогического работника на основании данных, размещенных в открытых информационных системах адрес, в целях упрощения процедуры прохождения аттестации не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на которые указывается административным истцом, поскольку не устанавливает дополнительные требования к прохождению указанной аттестации и не противоречит основным задачам, предусмотренным пунктом 3 Порядка проведения аттестации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 11 Положения ответственный секретарь ГАК уведомляет педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации через персональные кабинеты в информационно-аналитический системе Департамента образования адрес регистр качества образования".
В силу пункта 32 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", о противоречии которому указывается административным истцом, "заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации".
Принимая во внимание, что пункт 32 Порядка не содержит запрета на возможность информирования педагогических работников посредством иных способов связи, позволяющих удостовериться в прочтении такими лицами поступающих им сообщений, суд считает, что оспариваемая правовая норма в указанной части не противоречит вышеприведенным требованиям, поскольку развитие и дополнение законодательного регулирования уполномоченным субъектом порядка отвечает законодательству об образовании.
Возможность уведомление о сроке и месте проведения аттестации любым доступным для получения педагогическим работником путем, в том числе: по почте с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении на аттестацию; по электронной почте на электронный адрес, если для связи с ним указан такой адрес подтверждено также Письмом Минобрнауки России N 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от дата "О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", утвержденного Приказом Минобрнауки России от дата N 276.
По этим же основаниям судом отклоняются доводы административного истца о несоответствии пункта 17, в соответствии с которым ГАК осуществляет прием заявлений от педагогических работников о проведении аттестации (далее - заявление) в электронной форме через информационно-аналитическую систему Департамента образования адрес регистр качества образования" (https://mrko.mos.ru или https://okmsko.mos.ru/attg/.
Пунктом 14.2 в редакции от дата за ГАК закреплены функции определения критериев оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации с целью установления первой и высшей квалификационных категорий, в том числе критериев оценки результативного участия педагогических работников в профессиональных конкурсах, содержащихся в перечне, утвержденном в соответствии с п. 14.3 настоящего Положения. Указанный пункт в редакции от дата изложен в следующей редакции: ГАК "определяет критерии оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации с целью установления первой и высшей квалификационной категории, в том числе, критерии оценки результативного участия педагогических работников в профессиональных конкурсах (мероприятиях), содержащихся в Перечне, утвержденном в соответствии с пунктом 14.3 настоящего Положения.
Пунктом 14.3 Положения в редакции от дата к функциям аттестационной комиссии отнесено определение и утверждение перечня профессиональных конкурсов, активное участие в которых учитывается при проведении аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории.
Пункт 14.3 в действующей редакции содержит положения, в соответствии с которыми ГАК "определяет и утверждает перечень профессиональных конкурсов и мероприятий, результативное участие в которых учитывается при проведении аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категории.
На основании 14.4 ГАК проводит анализ и оценку результатов профессиональной деятельности педагогических работников, подавших заявления об аттестации, на основании данных, полученных из открытых информационных систем адрес, в том числе с учетом: результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией самостоятельно, а также по результатам независимых диагностик? проводимых наименование организации; ведения индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ посредством электронного дневника и электронного журнала через электронные системы Департамента образования адрес; наличия призовых мест по результатам участия обучающихся? в интеллектуальных, творческих или иных мероприятиях городского, регионального, всероссийского и международного уровней; транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогических коллективах города и общественно-профессиональных сообществах.
Пункт 14.4 в действующей редакции дополнен положениями "результативного участия педагогических работников в профессиональных конкурсах и мероприятиях, содержащихся в перечне, утвержденном в соответствии с пунктом 14.3 настоящего Положения".
Оспариваемые пункты 14.2, 14.3 и 14.4, по мнению суда статье 49 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" и пункту 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", в соответствии с которым первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", не противоречат.
В соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона N 273-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования (далее - Правила). Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, заполненный на основе указанной информации (далее - сбор, обработка и анализ информации) (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Пунктом 6 Правил установлено, что к данным мониторинга относятся: данные федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе, социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; информация, опубликованная в средствах массовой информации; информация, поступившая в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной перечнем, указанным в пункте 4 настоящих Правил.
В этой связи к данным мониторинга суд считает, что относится информация из различных источников, предусмотренных пунктом 6 Правил.
Также административным истцом не учитывается, что перечисленные в оспариваемых пунктах мероприятия не являются критериями оценки на присвоение квалификационных категорий, не противоречат пункту 36 Порядка, из содержания которого следует, первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Пунктом 27 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". Так оспариваемый пункт Положение не изменяет норм приказа, предусматривая уточняющий порядок для направления соответствующих заявлений.
На основании п. 22 Положения педагогический работник, указавший в заявлении на аттестацию о своем желании лично присутствовать на заседании ГАК при рассмотрении вопроса его аттестации, приглашается на заседание ГАК; при неявке педагогического работника на заседание ГАК (вне зависимости от причины неявки) аттестация проводится в его отсутствие.
Из содержания пункта 23 Положения в редакции Приказа Департамента образования и науки адрес N 376 от дата следует, что педагогический работник, указавший в заявлении на аттестацию о своем желании лично присутствовать на заседании ГАК при рассмотрении вопроса его аттестации, приглашается на заседание ГАК. При неявке педагогического работника на заседание ГАК аттестация проводится в его отсутствие.
В силу пп. "б" п. 32 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
По мнению суда, пункты 22 и 23 Положения не противоречат пункту 32 Порядка, не лишают лицо, изъявившее желание лично присутствовать на аттестации, воспользоваться своим правом, напротив предоставляют повышенные процессуальные гарантии самостоятельно определиться с вопросом необходимости своего личного участия в заседании комиссии.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не устанавливает дополнительные критерии соответствия педагогических работников определенным квалификационным категориям, критерии результативности профессиональной деятельности по каждой должности, не определяет оценочную шкалу проводимого тестирования, не устанавливает дополнительные условия и новые правила аттестации, а конкретизирует процедурные положения о прохождении аттестации, не изменяя установленный порядок ее проведения, предусмотренный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", при этом, не ухудшая и правовое положение административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий между оспариваемыми положениями и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований фио не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио к Департаменту образования и науки адрес о признании частично недействующим Положения о Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории, утвержденного Приказом Департамента образования адрес от дата N 736 в редакции от дата, от дата отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда фио фио Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.