10 марта 2021 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павлова А.В, при секретаре Михно О.И, с участием прокурора Клевцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-403/2020 по административному исковому заявлению Архипцовой Н.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, УСТАНОВИЛ:
Архипцова Н.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительной политики адрес, Департаменту городского имущества адрес, Департаменту строительства адрес, ГБУ "Жилищник адрес о признании недействующим пункта 3 Приложения 3 к Приказу Департамента градостроительной политики адрес, Департамента городского имущества адрес, Департамента строительства адрес от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-335/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый Приказ в части включения многоквартирного дома по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, в котором проживает истец, в Программу реновации жилищного фонда в адрес на период с 2029 по 2032 годы, является основанием для исключения жилого дома из программы капитального ремонта. Вместе с тем, находясь в ограниченно дееспособном состоянии, жилой дом нуждается в капитальном ремонте.
Представитель административного истца - Арсамиков Х.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительной политики адрес - Иванов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика Департамента строительства адрес - Матвеенко Л.В. в судебном заседании также просила заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Административные ответчики Правительство адрес, Департамент городского имущества адрес, ГБУ "Жилищник адрес, а также привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент экономической политики и развития адрес, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего законным отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положения пунктов "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривают нахождение в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов жилищного, земельного законодательства; вопросов владения, пользования и распоряжения землей.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4).
В силу части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение адрес, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти адрес в связи с осуществлением адрес функций столицы Российской Федерации, а также особенностями регулирования отдельных правоотношений, устанавливаемыми настоящим Законом в целях реновации жилищного фонда в адрес.
В силу пунктов 9, 10, 12, 13 части 1 статьи 13 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" к полномочиям адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления адрес; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
Соответственно, решение в рамках градостроительной деятельности и в сфере землепользования вопросов, касающихся реновации жилищного фонда в адрес, относится к компетенции адрес как субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9, 13, 14 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает государственные программы адрес, обеспечивает их реализацию, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, в жилищной сфере, разрабатывает направления и методы деятельности органов исполнительной власти адрес в области обеспечения граждан жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес" в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в адрес, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства утверждена Программа реновации жилищного фонда в адрес.
Департамент градостроительной политики адрес, Департамент городского имущества адрес, Департамент строительства адрес по мере утверждения градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации, но не позднее 30 июня 2020 года разрабатывают этапы ее реализации с указанием сроков их выполнения (п. 2.5 Постановления N 494-ПП).
В соответствии с Положением о Департаменте строительства адрес, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 05 марта 2011 года N 59-1111, Департамент строительства адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области градостроительства.
В целях реализации Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и Постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес" Департаментом градостроительной политики адрес, Департаментом городского имущества адрес, Департаментом строительства адрес был принят совместный приказ от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-335/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 4 Закона адрес от
08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" приказы и распоряжения органов исполнительной власти адрес - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти адрес (далее - органы исполнительной власти адрес) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти адрес, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Оспариваемый административным истцом Приказ от 12 августа 2020 года
N 45/182/ПР-335/20 в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона адрес от
8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес", официально опубликован
12 августа 2020 года на сайте http://www.mos.ru, следовательно, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Таким образом, Департамент градостроительной политики адрес, Департамент городского имущества адрес и Департамент строительства адрес, как функциональные органы исполнительной власти адрес, осуществляющие функции по реализации государственной политики в области градостроительства, наделены достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого Приказа, который соответствует требованиям, предъявляемым к форме правового акта, к процедуре его принятия, а также введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями законодательства.
В административном исковом заявлении административный истец не оспаривает компетенцию и полномочия Департамента градостроительной политики адрес, Департамента городского имущества адрес и Департамента строительства адрес на принятие оспариваемого Приказа, равно как и не оспаривает то, что приказ от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-З35/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес" введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, истец просит признать недействующим Приказ Департамента градостроительной политики адрес, Департамента городского имущества адрес и Департамента строительства адрес от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-335/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес" в части пункта 3 Приложения 3 к Приказу от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-З35/20, определяющего переселение жилого дома, расположенного по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, в рамках третьего этапа реализации Программы реновации в период с 2029-2032 годы.
Как уже указывалось выше, оспариваемый Приказ был принят в целях реализации Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и Постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес".
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением адрес функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в адрес, защиты прав граждан - участников долевого строительства органы государственной власти адрес среди прочего: определяют содержание Программы реновации жилищного фонда в адрес (далее также - Программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в адрес понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с Программой реновации жилищного фонда в адрес, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в адрес, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства; утверждают Программу реновации жилищного фонда в адрес; принимают на основании утвержденной Программы реновации решения о реновации жилищного фонда в адрес, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с данным Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения; устанавливают в соответствии с поименованным законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации Программы реновации.
Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес" установлено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в адрес, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства и в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации N 4802-1 Департамент градостроительной политики адрес, Департамент строительства адрес, Департамент экономической политики и развития адрес, Департамент городского имущества адрес, Департамент капитального ремонта адрес, Департамент информационных технологий адрес, Департамент финансов адрес, Департамент труда и социальной защиты населения адрес, Комитет по архитектуре и градостроительству адрес, Комитет адрес по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Комитет государственных услуг адрес до 1 января 2018 года обеспечивают принятие нормативных правовых актов адрес, необходимых для реализации Программы реновации (п. 2.1).
Во исполнение вышеуказанных положений Департаментом градостроительной политики адрес, Департаментом городского имущества адрес и Департаментом строительства адрес был принят Приказ от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-З35/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес", который устанавливает перечень многоквартирных домов, переселение которых в рамках реализации Программы реновации осуществляется в 2020-2032 годах.
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что опарываемый Приказ противоречит разделу 1 Программы реновации, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес" (редакция от 11.02.2020 года) в той части, в которой оспариваемый Приказ устанавливает включение жилого дома, расположенного по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, в программу в рамках третьего этапа реализации Программы реновации в период с 2029 по 2032 годы.
Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.
В перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (далее - наниматели жилых помещений) проголосовали за включение данных многоквартирных домов в проект программы реновации.
При этом к многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 год, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий.
Комитет по архитектуре и градостроительству адрес до 1 августа 2019 года обеспечивает разработку градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации (п. 2.4 Постановления N 497-ПП).
Таким образом, Программа реновации утверждает перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, а обжалуемый приказ устанавливает конкретные периоды, в которые будет реализована Программа реновации.
Также административный истец ссылается на то, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, согласно постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-1111 "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес" был включен в региональную программу капитального ремонта на 2018-2020 годы.
При этом, включение многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в Программу реновации, по мнению административного истца, является основанием для исключения дома из программы капитального ремонта (ст. 7.3 Закона Российской Федерации N 4802-1).
Между тем в материалы дела административном истцом представлено письмо Департамента градостроительной политики адрес от 07 октября 2020 года
N ДГП-04-3 719/20-3, в котором указывается на то, что до принятия решения о выводе из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в Программу реновации, организация выполнения мероприятий по предотвращению превышения предельного допустимых характеристик надежности и безопасности эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем возложена на Префектуру административного округа адрес.
Также, согласно приобщенному административным истцом в материалы дела письму заместителя Префекта адрес от 06 октября 2020 года N ЦАО-07-15-9281/20-2, подрядной организацией ООО "ВИВАТ" велись работы по ремонту фасада дома, расположенного по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2. В настоящее время договор с данной организацией находится на стадии расторжения. После определения новой подрядной организации вышеуказанные работы будут завершены.
Таким образом доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым Приказом основаны исключительно на предположении, поскольку в материалы дела не представлено сведений о том, что дом, расположенный по адресу:
адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, исключен из региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы, равно как и не представлено доказательств того, что дом по вышеуказанному адресу в установленном законом порядке признан аварийным.
Также суд обращает внимание административного истца на то, что положения статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" не предусматривают обязательного исключения дома, включенного в Программу реновации, из региональной программы капитального ремонта.
Кроме того, в административном исковом заявлении административный истец указывает на то, что является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, кв. 1, а удовлетворение его административных исковых требований затронет права других жителей многоквартирного жилого дома, касаемо включения дома в Программу реновации.
Между тем, в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации N 4802-1 формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами адрес с учетом положений настоящей статьи.
В проект Программы реновации могут быть включены только многоквартирный дом первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект Программы реновации.
Порядок голосования при формировании Программы реновации, в том числе порядок учета голосов собственников и (или) нанимателей одного жилого помещения, а также подсчета голосов в таком многоквартирном доме, устанавливается нормативным правовым актом адрес.
При этом результаты голосования по жилым помещениям (за исключением голосования на общих собраниях собственников жилых помещений) в случае, если ни один из собственников и (или) нанимателей в жилом помещении не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально результатам голосования по жилым помещениям, собственники и (или) наниматели которых приняли участие в голосовании.
Названным законом также предусмотрено, что на любом этапе формирования программы реновации и (или) ее реализации (до определенного момента) в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу принятия решения об исключении этого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия указанного решения многоквартирный дом подлежит исключению из проекта программы реновации, программы реновации.
Следовательно, в случае несогласия с включением дома, расположенного по адресу: адрес, Посланников переулок, дом 9, стр. 2, в Программу реновации на 2029-2032 годы, административный истец вправе организовать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу принятия решения об исключении этого многоквартирного дома из Программы реновации.
Также в письменных пояснениях административный истец ссылается на то, что признание обжалуемого Приказа не действующим не повлечет исключение указанного многоквартирного дома из Программы реновации, а повлечет защиту и восстановление нарушенного права административного истца таким образом, что вопрос об определении включения указанного дома в этап реализации Программы реновации должен будет решен заново.
Однако данный довод не основан на положениях действующего законодательства, так как ни Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", ни Постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 года N 497-1111 "О Программе реновации жилищного фонда в адрес" не предусматривают процедуру исключения жилого дома из одного этапа реализации Программы реновации и включение в иной более ранний этап реализации Программы реновации.
Таким образом, применительно к положениям пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, административный истец не доказал нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемым Приказом от 12 августа 2020 года N 45/182/ПР-З35/20 "Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес", который отвечает требованиям законодательства, обладающего большей юридической силой, в том числе нормам Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит законным и обоснованным отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административные исковые требования Архипцовой Н.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.