11 марта 2021 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павлова А.В, при секретаре Михно О.И, с участием прокурора Суржанской М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-694/2021 по административному исковому заявлению Степанова С.В. о признании недействующими пунктов 1, 2, 4, 5, 5(1), 7(1), 7(2), 8-20 Приложения "Порядок установки ограждений на придомовых территориях в адрес" к Постановлению Правительства адрес от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес", в редакции Постановления Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N 834-ПП, УСТАНОВИЛ:
Степанов С.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес", в редакции Постановления Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N 834-ПП.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое Приложение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности части 2 пункта 1.5, пунктам 17.1 и 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации; пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, согласно которым ограждающие устройства (шлагбаумы) следует отнести к посторонним предметам, нахождение которых на проезжей части создает помехи участникам дорожного движения, что составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Московского городского суда от 11 марта 2021 года прекращено производство по данному административному делу по административному исковому заявлению Степанова С.В. к Правительству Москвы в части признания не действующими пунктов 3, 6 и 7 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес", в редакции постановления Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N 834-ПП, на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку имеется вступившее в законную силу 12 декабря 2019 года решение Московского городского суда от 11 сентября 2019 года по административному делу N 3а-3082/2019 об отказе в удовлетворении административного искового заявления Котлова В.В. к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 6 Приложения к Постановлению Правительства адрес от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес", а также вступившее в законную силу
25 февраля 2021 года решение Московского городского суда от 18 ноября 2020 года по административному делу N 3а-4814/2020 об отказе в удовлетворении административного искового заявления Степанова С.В. к Правительству адрес о признании недействующим пунктов 3 и 7 данного Приложения.
Указанными решениями суда пункты 3, 6 и 7 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП признаны соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании административный истец Степанов С.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Правительства Москвы - Радиулова Н.А. и Агатов А.А, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес, возражали против удовлетворении заявленных административных исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения административного истца и представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правительством Москвы 2 июля 2013 года принято постановление N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес". Указанное постановление Правительства Москвы действует на момент рассмотрения административного дела в редакции постановления Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N 834-ПП. Нормативный правовой акт опубликован 9 июля 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 38, а также размещен 9 июля 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП утвержден Порядок установки ограждений на придомовых территориях в адрес, являющийся Приложением.
Согласно преамбулы Постановления, утвержденный Порядок принят в целях повышения уровня благоустройства придомовых территорий в адрес, а также обеспечения комфортной городской среды проживания Правительством Москвы.
В пункте 1 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено, что указанный Порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в адрес и их демонтажем.
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 36, 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - это деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, которая включает вопросы организации установки и демонтажа таких элементов благоустройства территории как технические устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств.
В силу части 1.1 статьи 17 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с названным федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Согласно абзацу 3 статьи 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Уставом адрес, утвержденным Законом адрес 28 июня 1995 года, к полномочиям адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности, архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления адрес, благоустройство территории отнесены к полномочиям адрес (пункты 9, 10 части 1 статьи 13).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации адрес вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты адрес (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти адрес, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти адрес (статьи 5, 9, 44).
В соответствии со статьями 12, 13 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" разработку и реализацию городской политики в сфере городского хозяйства, регулирование градостроительной деятельности осуществляет Правительство Москвы в соответствии с законодательством адрес.
Согласно Закону адрес от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в адрес" порядок размещения и установки на территории адрес объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также перечень видов некапитальных объектов, которые могут размещаться на территории адрес в границах земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за счет внебюджетных источников, устанавливаются Правительством Москвы (часть 1 статьи 7 названного закона).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области градостроительной деятельности, благоустройства территории.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован 9 июля 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 38, а также размещен 9 июля 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах адрес".
Указанные выше обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспаривая приведенные пункты Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес, административный истец указывает, что данные пункты нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности части 2 пункта 1.5, пунктам 17.1 и 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации; пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, согласно которым ограждающие устройства (шлагбаумы) следует отнести к посторонним предметам, нахождение которых на проезжей части создает помехи участникам дорожного движения, что составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Настоящий порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в адрес и их демонтажем".
Пунктом 2 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Для целей настоящего Порядка под ограждениями понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств".
Пунктом 4 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов или по результатам проведенных в таких многоквартирных домах опросов при условии, что в каждом опросе приняли участие и проголосовали за установку ограждающего устройства не менее половины от общего числа физических лиц - собственников помещений в многоквартирном доме".
Пунктом 5 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем".
Пунктом 5(1) Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "При проведении опроса в составе вопросов, которые планируются к обсуждению, указываются предложения об уполномоченном собственниками лице или о нескольких лицах, из числа которых в рамках опроса необходимо выбрать уполномоченное собственниками лицо, а также предложения о порядке въезда на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц".
Пунктом 7(1) Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В целях получения сформированных на бумажном носителе результатов опроса для последующего предоставления их в совет депутатов инициатор такого опроса по истечении пяти рабочих дней с даты его окончания обращается по адресу, указанному в Правилах использования информационной системы проекта "Активный гражданин" при реализации пилотного проекта "Электронный дом", утверждаемых Департаментом информационных технологий адрес по согласованию с Государственным казенным учреждением города Москвы "Новые технологии управления", и предъявляет документ, удостоверяющий личность инициатора опроса".
Пунктом 7(2) Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "На следующий рабочий день со дня поступления в совет депутатов документов согласно пункту 7 настоящего Порядка проект размещения ограждающего устройства и информация о планируемой дате рассмотрения направляются в управу района адрес.
В течение трех рабочих дней со дня поступления в совет депутатов документов согласно пункту 7 настоящего Порядка проект размещения ограждающего устройства и информация о планируемой дате рассмотрения вопроса об установке ограждающего устройства на заседании совета депутатов размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального округа и управы района адрес".
Пунктом 8 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов (п. 7).
К решению о согласовании установки ограждающего устройства прилагается проект размещения ограждающего устройства".
Пунктом 9 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:
9.1. Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.
9.2. Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности".
Пунктом 10 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Решение совета депутатов о согласовании либо об отказе в согласовании установки ограждающего устройства направляется уполномоченному собственниками лицу, в управу района адрес не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании установки ограждающего устройства размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального округа и управы района адрес в отсканированном виде не позднее 8 рабочих дней со дня его принятия".
Пунктом 11 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме".
Пунктом 12 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб".
Пунктом 13 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования".
Пунктом 14 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки (далее - демонтаж) в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Пунктом 15 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета адрес, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки".
Пунктом 16 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Выплата компенсации (п. 15) производится государственным заказчиком работ по благоустройству территории или государственным заказчиком работ по строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства за счет средств бюджета адрес, выделенных на проведение указанных работ, на основании документов (п. 18)".
Пунктом 17 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, государственный заказчик обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах государственного заказчика, префектуры административного округа адрес и управы района адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, досках объявлений префектуры административного округа адрес и управы района адрес, а также непосредственно на ограждающих устройствах следующей информации:
17.1. О дате проведения работ по демонтажу ограждающего устройства.
17.2. О месте, сроке предоставления и перечне документов, представляемых государственному заказчику в целях выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка".
Пунктом 18 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "В качестве документов, являющихся основанием для выплаты компенсации, уполномоченным собственниками лицом представляются:
18.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или результаты опроса об установке ограждающего устройства, согласованные в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящего Порядка с советом депутатов.
18.2. Документы, подтверждающие факт приобретения и (или) установки ограждающего устройства.
18.3. Реквизиты банковского счета уполномоченного собственниками лица для перечисления денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства".
Пунктом 19 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Государственный заказчик:
19.1. Обеспечивает проведение независимой оценки стоимости подлежащего демонтажу ограждающего устройства.
19.2. Осуществляет перечисление на банковский счет (п. 18.3) денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства в размере, определенном в отчете об оценке подлежащего демонтажу ограждающего устройства.".
Пунктом 20 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес предусмотрено: "Размер денежной компенсации, определенный на основании отчета об оценке, может быть обжалован собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке".
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец указал, что оспариваемое Приложение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности части 2 пункта 1.5, пунктам 17.1 и 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации; пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Согласно пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
В силу п. 17.1 Правил дорожного движения Российской Федерации в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств
В соответствии с п. 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3, 5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из буквального содержания оспариваемых пунктов Приложения следует, что данными пунктами в основном регулируется процедура согласования установки ограждающих устройств, что не определяет новые правила по установлению границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и правила распоряжения такими земельными участками, а также прописывается процедура демонтажа ограждающих устройств, в случае допуска нарушения требований порядка их установки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Положения статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (2 июля 2013 года), предусматривали, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Необходимо отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года N 12-П приведенная редакция части 3 статьи 16 Федерального закона от
29 декабря 2004 года N 189-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Изменения в часть 3 статьи 16 Федерального закона внесены Федеральными законами от 3 июля 2018 года N 191-ФЗ, 2 августа 2019 года N 267-ФЗ в частности:
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", данным в:
- пункте 66, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 адресст. 16 адрес). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется;
- пункте 67, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В пункте 2.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года N 12-П указано, что реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что:
- в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Из приведенных норм права, разъяснений следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком, который не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Положения статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации к видам документации по планировке территории относятся:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
При этом согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В силу части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
Положения части 3 статьи 12 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" предусматривают, что границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
С учетом приведенных норм градостроительного законодательства и применительно к рассматриваемому спору, проект межевания территории является проектом планировки территории, которым и устанавливаются конкретные границы земельного участка многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения пунктов Порядка установки ограждений на придомовых территориях в адрес, согласно которым установка ограждающих устройств осуществляется в границах придомовой территории многоквартирных домов в соответствии с проектом межевания территории, соответствует приведенным выше положениям статей 41, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 6, пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 12 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес".
На основании приведенных норм права, разъяснений и применительно к рассматриваемому спору следует, что для установки ограждающих устройств на придомовой территории собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется проведение государственного кадастрового учета земельного участка и регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, а достаточно формирование земельного участка путем подготовки проекта межевания территории, который содержит, в том числе границы земельного участка.
Необходимо также отметить, что проект межевания территории в обязательном порядке проходит согласование с советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства, то есть, фактически согласуются границы земельного участка с земельными участками общего пользования, находящимися в ведении соответствующего муниципального образования.
С учетом изложенного, суд находит установление спорного ограждающего устройства в соответствии с определенным порядком, без нарушений прав и законных интересов третьих лиц, а также не препятствующим гражданам в передвижении по дворовой территории и в осуществлении процессов их жизнедеятельности.
Суд не усматривает, что нахождение ограждающего устройства на данной территории противоречит положениям пунктов 17.1 и 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, поскольку не препятствует движению пешеходов, в том числе административного истца, как по тротуарам, так и по проезжей части дворовой территории, поскольку не является препятствием, к которым спорное ограждающее устройство отнесено истцом.
Применительно к пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, препятствие - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное
транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Вместе с тем, ограждающее устройство (шлагбаум) является не препятствием, а решением, служащим для контроля въезда и выезда транспортных средств, поэтому, по смыслу действующих Правил дорожного движения Российской Федерации, посторонним предметом, являющимся помехой участникам дорожного движения, который подлежит удалению с проезжей части, являться не может.
Также следует отметить, что ограждающее устройство (шлагбаум) находится у подъездов NN 1 и 2 дома N 21 по адрес в адрес, то есть на значительном удалении от дома N 25, в котором проживает административный истец.
Кроме того, решением Останкинского районного суда адрес от 04 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года, административному истцу было отказано в удовлетворении административных исковых требований к Совету депутатов адрес о признании незаконным решения о согласовании установки спорного ограждающего устройства у дома N 21 по адрес в адрес.
С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует положениям статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1.5, 17.1, 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Степанову С.В. о признании недействующими пунктов 1, 2, 4, 5, 5(1), 7(1), 7(2), 8-20 Приложения "Порядок установки ограждений на придомовых территориях в адрес" к Постановлению Правительства адрес от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес", в редакции Постановления Правительства адрес от 9 июля 2019 года N 834-ПП отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.