Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Абдуллоева Б.Т. на решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 октября 2020 г., которым постановление старшего специалиста 2 отдела УКПП и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в отношении Абдуллоева Б.Т. оставлено без изменения, жалоб - без удовлетворения., УСТАНОВИЛ :
Постановлением старшего специалиста 2 отдела УКПП и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" ВВВ N0633473 от 25 мая 2020 года Абдуллоев Б.Т. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.3.18.1 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб, за то, что он в нарушение п.9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" 25.05.2020 года в 17 часов 40 минут по адресу: г. Москва, пл. Тверская Застава, д. 1, передвигался с использованием Московского метрополитена, а именно на станции Белорусская Кольцевой линии Московского Метрополитена, без средств индивидуальной защиты рук (в отсутствие перчаток).
Судом постановлено указанное выше решение.
На данное ешение Абдуллоевым Б.Т. подана жалоба, в которой она просит отменить постановление, так как его действия квалифицирован ыневерно, протокол не составлялся,, ехать на метро он не собирался, а в вестибюле метро находился в связи со встречей, перчатки забыл дома.
В судебное заседание Абдуллоев Б.Т. не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, направил в суд своего защитника ** А.Б, который не возражал против рассмотрения дела в осутствии своего доверителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы поданных жалоб, выслушав объяснения стороны защиты, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г.Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 года N 55-УМ) с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели) (в редакции Указа Мэра Москвы от 21 мая 2020 года).
При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом и судом первой инстанции установлено, что 25.05.2020 года в 17 часов 40 минут Абдуллоев Б.Т. в нарушение п/ 9.4 указа Мира Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" по адресу: г. Москва, пл. Тверская Застава, д. 1, передвигался с использованием Московского метрополитена, а именно на станции Белорусская Кольцевой линии Московского Метрополитена, без средств индивидуальной защиты рук (в отсутствие перчаток).
Факт административного правонарушения и вина Абдуллоева Б.Т. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением старшего специалиста 2 отдела УКПП и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" N0183075 от 25 мая 2020 года Абдуллоев Б.Т. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.3.18.1 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.; протоколом об административном правонарушении от 25.05.2020 года по ч.4 ст.3.18.1 КоАП г. Москвы, в котором указано, что 25.05.2020 года в 17 часов 00 минут Абдуллоев Б.Т. в нарушение п.9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" 25.05.2020 года в 17 часов 40 минут по адресу: г. Москва, пл. Тверская Застава, д. 1, передвигался с использованием Московского метрополитена, а именно на станции Белорусская Кольцевой линии Московского Метрополитена, без средств индивидуальной защиты рук (в отсутствие перчаток); фотографией, на которой виден Абдуллоев Б.Т. на станции метрополитена без перчаток.
Соголаситься с отсутствием вины Абдуллоева Б.Т, коорый даже в своей жалобе не отрицает отсутствие у него перчаток не представляется возможным. Нахождение на станции без средств индивидуальной защиты образует состав праволнарушения, предусмотренный ч.2 ст. 3.18.1 КоАП РФ.
В тоже время действия Абдуллоева Б.Т. по ч.4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы квалифицированы не верно.
Часть 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, совершенного с использованием транспортного средства.
Между тем доказательств, что Абдуллоев Б.Т. не выполняла требования нормативных правовых актов именно при использовании транспортного средсва материалы дела не содержат.
Нахождение Абдуллоев Б.Т. на территории инфраструктуры на территории станции метрополитена, как установлено судом и самим должностным лицом, а не в транспортном средстве, то есть в момент его использования, не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 3.18.1 КоАП РФ.
При этом суд второй инстанции учитывает, что понятие "транспортное средство" закреплено в Федеральном от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которым "транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (Правил дорожного движения РФ, Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Также ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов (принят и введен в действие Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2018-ст), к группе транспортных средств отнесены: 310.30.20.20.140 Вагоны метрополитена самоходные (моторные) и 310.30.20.32.130 Вагоны метрополитена немоторные.
Таким образом станция метропорлитена не входит в понятие транспортного средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В данном случае действия Абдуллоева Б.Т. подлежат переквалификции на ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, по которой, с учетом данных о его личности, обстоятельств совершенного правонауршения, на соновании требований ст. 4.1, 4.2, 3.1, 3.5 КоАП РФ надлежит назначить наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Согласиться с доводом о том, что действия Абдуллоева Б.Т. подлежали квалификации по нормам Кодекса об административных правонарушений РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене, не представляется возможным.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом положения КоАП РФ не являются идентичным положениям Закона города Москвы N 45.
Вопреки доводу жалобы, действия Абдуллоева Б.Т. должны быть квалифицированы по ч.2 ст.3.18.1 КоАП г. Москвы, поскольку объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является невыполнение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.
Указанная норма незаконной в установленном порядке не признавалась и отменена не была.
Довод о нарушении требований закона при привлечении Абдуллоева Б.Т. к ответственности не может быть принят во внимание.
Из материалов дела, в частности из постановления о привлечении видно, что постановление выносилось в порядке ст. 28.6 КоАП РФ.
Согласно КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса.
В соответствии с КоАП РФ в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
Исходя из КоАП РФ, в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
Из анализа указанных правовых норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен после вынесения постановления по делу об административном правонарушения в случае его оспаривания, по правилам КоАП РФ, он приобщается к материалам, дела новое постановление по делу административном правонарушении не выносится.
В связи с тем, что, как видно из постановления Абдуллоев Б.Т. отказался ставить свою подпись о том, что он событие административного правонарушения не оспариваетот, в отношении него был составлен протокол аб адмигнистративном правонарушении.
В соответствии со ст.28.2КоАП РФ в случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, нарушений норм процессуального права при привлечении Абдуллоева Б.Т. к административно йответственности н имется.
РЕШИЛ:
решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 октября 2020 г, постановление старшего специалиста 2 отдела УКПП и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" N0183075 от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в отношении Абдуллоева Б.Т. изменить, переквалифицировать дейтсвия Абдулолоева ** на ч.2 ст. 3.18.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде алдминистративного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи рублей) В остальной части решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 октября 2020 г. и постановление старшего специалиста 2 отдела УКПП и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" ВВВ N0633473 от 25 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.