Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора наименование организации фио на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес фио N 28-00372 от дата, решение судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес N 28-00372 от дата наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор наименование организации фио ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица Роспотребнадзора, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование жалобы указывает на то, что проверка проведена в отсутствии извещения прокурора, контрольная закупка являлась незаконной, с результатами проверки Общество не ознакомлено; фотографии являются недопустимыми доказательствами по делу; событие правонарушения не описано.
Генеральный директор наименование организации фио в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку в суд защитника - адвоката фио, который доводы жалобы поддержал.
Проверив также материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ наступает за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса
Согласно пункта 1 части 4.1 статьи 4 и части 1 статьи 4 Решение Комиссии Таможенного союза от дата N 881 (ред. от дата) "О принятии технического регламента Таможенного наименование организации (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки") (далее - Технический регламент Таможенного союза) маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено Техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.
Дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, не противоречащие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) лекарственные растения и их экстракты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью "Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией".
Маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Основанием привлечения наименование организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАп РФ, послужили следующие обстоятельства, дата в время по адресу: адрес магазине реализован батон нарезной в полиэтиленовом пакете, 1/380 грамм, по цене сумма; хлеб "Украинский" 1/400 грамм, по цене сумма, при отсутствии обязательной информации на упаковке следующей информации:
1) наименование;
2) количество пищевой продукции (объеме);
3) срок годности;
4) дата изготовления;
5) сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок;
6) пищевая ценность;
7) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов - ГМО;
8) единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Факт совершения правонарушения, по мнению должностных лиц административного органа и судьи первой инстанции, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, фотоматериалом хлеба и батона в полиэтиленовом пакете, чеком, актом контрольной закупки товаров, который представлен не в полном объеме, отсутствуют листы с подписями должностных лиц.
Вместе с тем, в ходе производства по делу защита оспаривала виновность в совершении вменяемого административного правонарушения, последовательно заявляя о том, что в магазине маркировка хлебобулочного изделия, упакованная в полиэтиленовый пакет магазином, что разрешено Техническим регламентом Таможенного союза, а также маркировка указана на витрине (прилавке), тогда как административный орган умышленно не сфотографировал прилавок - лоток раздачи хлеба (транспортная тара), откуда был взят хлеб.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ соответствующие доводы судьей районного суда опровергнуты не были. Доводам заявителя надлежащая оценка не дана.
В ходе рассмотрения дела судом второй инстанции установлено, что из фотографий видно, что административным органом осуществлена покупка батона нарезного и хлеба украинского в полиэтилене, сфотографированы данные батоны у кассы магазина (л.д. 59-66).
Вместе с тем, защитой представлены фотографии магазина, в частности витрины хлеба, где вся необходимая информация о реализуемой хлебной продукции имеется (12-14).
Согласно ст. 4.12 Технического регламента Таможенного союза, которая вменяется наименование организации, Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (пункт 6).
Маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, предусмотренная частью 4.2 настоящей статьи, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию (пункт 7).
То есть, как указывает защита, при продаже расфасованного хлеба, Обществом доводятся до потребителя информация способом размещения в витрине прилавка с хлебом "вкладыш", с указанием всех имеющихся в продаже видов хлеба и хлебобулочных изделий с ярлыками цен установленного образца (л.д. 12-14). Также защитой указывается, что у магазина имеются сопровождающие документы на хлебобулочные изделия, которые предоставляются потребителю по требованию.
Проверить данное обстоятельство, а именно, имелась ли данная информация в витрине с прилавком хлеба у судьи апелляционной инстанции нет возможности, так как данный факт не был зафиксирован фотоматериалом, представленным в дело (л.д.59-66) и актом проверки (55-58), а имеющие в деле фотографии, представленные потребителем к заявлению от дата, не могут быть положены в основу обвинения, поскольку сделаны в иное время (л.д.77-81).
Более того, выводы судьи о доказанности вины наименование организации сделаны на основании акта о проведении контрольной закупки, который представлен в дело неполно, отсутствуют листы с подписями должностных лиц, составивших данный акт (л.д. 22).
Кроме того, в акте о проведении контрольной закупки товаров, имеется ссылка о том, что велась видеосъемка, тогда как видео в деле отсутствует (л.д. 57).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судьей первой инстанции не проверены доводы заявителя об отсутствии/наличии обязательной информации (маркировки) на готовые хлебобулочные изделия, упакованные в полиэтиленовый пакет.
Из содержания п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить, имели ли нарушения п. 1 ч. 4.1 ст. 4 и ст. 4.12 Технического регламента Таможенного союза в действиях наименование организации с учетом применения к хлебобулочным изделиям "ГОСТ 31752-2012. Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные в упаковке. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от дата N 1498-ст); истребовать все листы акта проведения контрольной закупки товаров от дата; выяснить о наличии видеозаписи, указанной в акте о проведении контрольной закупке и допросить должностное лицо административного органа по факту проведения контрольной закупки, проведенной дата в время в магазине, расположенном по адресу: адрес.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
решение судьи Черемушкинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении наименование организации отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Черемушкинский районный суд.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.