Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Агроторг" Б*** Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Агроторг" Е*** С.Н. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг", УСТАНОВИЛ :
9 ноября 2020 года консультантом сектора по вопросам торговли и услуг управы района Северное Измайлово города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - ООО "Агроторг", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Агроторг" Е*** С.Н. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО "Агроторг" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ссылается на то, что процессуальные документы, составленные по результатам выездной, внеплановой проверки, проведённой в отношении ООО "Агроторг", являются недопустимыми доказательствами, так как проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), распоряжение о проведении проверки не издавалось, проведение проверки с органами прокуратуры не согласовывалось; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как о месте и времени составления протокола об административном правонарушении управляющая организация ООО "***" не была извещена в установленном порядке; Обществом были предприняты все необходимые меры по обеспечению использования работниками средств индивидуальной защиты; назначенное Обществу административное наказание является чрезмерно суровым; имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Защитник ООО "Агроторг" Б*** Я.А. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Агроторг" Б*** Я.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 8 октября 2020 года в 13 часов 41 минуту по адресу: *** ООО "Агроторг" в нарушение п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, п. 2.2 Требований в помещениях магазина "***", в котором осуществляется торговая деятельность, то есть деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, не обеспечило соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работник магазина находился в торговом зале без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток).
Действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 9 ноября 2020 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 8 октября 2020 года, видеозаписью (л.д. 22), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Агроторг" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что процессуальные документы, составленные по результатам выездной, внеплановой проверки, проведённой в отношении ООО "Агроторг", являются недопустимыми доказательствами, так как проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что в отношении Общества не проводилась внеплановая выездная проверка в порядке, регламентированном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, а административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, выявлено должностным лицом управы района Северное Измайлово города Москвы на основании п. 1.2 указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части обеспечения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, проведённого в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом управы района Северное Измайлово города Москвы с соблюдением ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе в нём полно описано событие вменённого ООО "Агроторг" административного правонарушения.
Из буквального толкования ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ следует, что извещения, адресованные юридическому лицу, направляются по месту его нахождения, определяемому на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО "Агроторг" является адрес: ***.
12 октября 2020 года по указанному адресу было направлено извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 9 ноября 2020 года в 10 часов 20 минут, содержащееся в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 8 октября 2020 года. Почтовому отправлению присвоен номер штрих-кодового почтового идентификатора ***. Согласно информации с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение получено ООО "Агроторг" 19 октября 2020 года.
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель или защитник Общества не явились, не подавали ходатайство об отложении названного процессуального действия, в связи с чем должностное лицо обоснованно приняло решение о составлении протокола в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направлена по юридическому адресу ООО "Агроторг" 13 ноября 2020 года (л.д. 9, 10).
Приведённые обстоятельства указывают на соблюдение права юридического лица на защиту.
Довод жалобы о том, что Обществом принято достаточное количество мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности, введённого в городе Москве, в том числе путём обеспечения работников Общества всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, является несостоятельным.
Пунктом 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 8 октября 2020 года и приложенной к нему видеозаписи, при осмотре помещения торгового объекта - магазина "***", расположенного по адресу: город Москва, Щёлковское шоссе, дом 12, корпус 3, установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудника магазина "***" отсутствуют маска (респиратор) и перчатки), что свидетельствует о нарушении Обществом п. 2.2 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работников магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в том числе путём проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Агроторг" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего ООО "Агроторг" помещения магазина "***" по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, дом 12, корп. 3 проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ в присутствии сотрудника магазина, находящегося в момент осмотра на рабочем месте, с применением видеозаписи, о чём составлен протокол осмотра, содержащий все необходимые данные. Ответственный сотрудник магазина отказался от подписи в протоколе, что зафиксировано должностным лицом, составившим протокол.
Доводы жалобы о наличии оснований для изменения назначенного ООО "Агроторг" наказания с административного штрафа на предупреждение являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Вопреки утверждению заявителя, материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено ООО "Агроторг", в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и перчаток в торговом зале магазина продовольственных и непродовольственных товаров создало опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения при изложенных обстоятельствах не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения ООО "Агроторг" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Агроторг" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Агроторг" Е*** С.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.