Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Чижа Владислава Леонидовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Дмитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23 августа 2019 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года, вынесенные в отношении Чижа Владислава Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Дмитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23 августа 2019 года Чиж В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года постановление мирового судьи Дмитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23 августа 2019 года Чиж В.Л. изменено, Чижу В.Л. по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Чиж В.Л. просит состоявшиеся судебные акты отменить как вынесенные с нарушениями процессуальных норм, выразившимися, в неизвещении его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми вышеуказанные требования закона выполнены не были.
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Основанием привлечения Чижа В.Л. к административной ответственности послужили следующие обстоятельства: конкурсным управляющим ООО "УК РЭП" Чиж В.Л. в нарушение требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ не представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-стаж в территориальный орган ПФР за 2018 год, при сроке представления таких сведений не позднее 1 марта 2019 года.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чижа В.Л. к административной ответственности) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о составлении протокола.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Из материалов данного дела об административном правонарушении усматривается, что 2 июля 2019 года заместителем начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми составлен протокол об административном правонарушении N 1024 в отношении конкурсного управляющего ООО "УК РЭП" Чижа В.Л.
Как следует из указанного протокола, таковой был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно доводам настоящей жалобы Чижа В.Л. он не был надлежащим образом (по месту жительства, адресу для направления корреспонденции) извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Аналогичные доводы заявлялись Чижом В.Л. и при обращении с жалобой на постановление в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Вместе с тем, выводы судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми о надлежащем извещении Чижа В.Л. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не мотивированы ссылками на соответствующие доказательства, подтверждающие данные обстоятельства. При этом, сведения о направлении Чижу В.Л. извещения о составлении протокола по месту жительства в материалах дела не представлены.
Не рассмотрены судьей городского суда и доводы жалобы Чижа В.Л. об отсутствии его вины в совершении вмененного административного правонарушения, то есть наличии в его деянии состава такового.
При таких обстоятельствах, судьей городского суда не были выполнены требования статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Чижа Владислава Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а жалоба Чижа В.Л. на постановление мирового судьи Дмитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23 августа 2019 года возвращению в городской суд на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалоб.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Чижа Владислава Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу Чижа В.Л. на постановление мирового судьи Дмитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 23 августа 2019 года возвратить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.