Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Яковлевой Натальи Николаевны Миронова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N38 от 01.06.2020, решение судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 21.07.2020, состоявшиеся в отношении Яковлевой Натальи Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N38 от 01.06.2020, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 21.07.2020, директор бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей") Яковлева Н.Н. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Яковлевой Н.Н. Миронов А.А. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Вологодская область Череповецкий район с.Ивановское ул.Центральная д.4 на основании лицензии NЛО-35-01-001350 от 18.09.2013, выданной Департаментом здравоохранения Вологодской области.
В ходе проверки, проведенной в период с 05.02.2020 по 04.03.2020 прокуратурой Череповецкого района и Департаментом здравоохранения Вологодской области в отношении БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", выявлены грубые нарушения лицензионных требований (условий) при осуществлении медицинской деятельности в части несоблюдения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в нарушение пунктов 2, 3, 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 N4н, пунктов 3, 25, 29, 31, 32 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 N4н, старшая медицинская сестра оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке, в амбулаторных картах лекарственные препараты указаны по торговому наименованию, выписывание льготных рецептов на лекарственные препараты осуществляется старшей медицинской сестрой БУ СО ВО "Ивановский дом - интернат для умственно - отсталых детей", журнал учета рецептурных бланков не соответствует утвержденной форме, проверка состояния хранения, учета, фактического наличия и расхода рецептурных бланков, подлежащих учету, не осуществляется, по журналу учета рецептурные бланки выдаются врачу (подпись врача о получении отсутствует), по факту - находятся у старшей медицинской сестры, которая занимается оформлением назначений врача.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства Российской Федерации 16.04.2012 N291, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно статье 90 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы защитника Яковлевой Н.Н. Миронова А.А. об отсутствии состава административного правонарушения, неправильном применении норм материального права к рассматриваемым правоотношениям подлежат отклонению как необоснованные.
Пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в том числе требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Установленные по настоящему делу нарушения лицензионных требований влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациентов БУ СО ВО "Ивановский детский дом - интернат для умственно отсталых детей", поскольку несоблюдение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не позволяет обеспечить их право на получение медицинской помощи в необходимом объеме и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Таким образом, несоблюдение директором БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Яковлевой Н.Н. обязательных лицензионных условий в силу подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании является грубым нарушением лицензионных требований и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей организаций.
В соответствии с приказом начальника департамента социальной защиты населения Вологодской области от 14.06.2013 N1164-к с указанной даты Яковлева Н.Н. является директором БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (л.д. 56).
Таким образом, директор БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Яковлева Н.Н, будучи должностным лицом, осуществляющим в учреждении, оказывающем медицинскую деятельность на основании лицензии, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований и условий.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия директора БУ СО ВО "Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Яковлевой Н.Н квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и лицензионным законодательством Российской Федерации.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Допущенные Яковлевой Н.Н. нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, являются длящимися и выявлены по результатам проверки, проведенной прокуратурой Череповецкого района совместно с Департаментом здравоохранения Вологодской области, сведения о которых поступили в Территориальный орган Росздравнадзора по Вологодской области, уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении по настоящему делу, 20.03.2020 (л.д.39).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек на момент вынесения мировым судьей 01.06.2020 постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности.
Таким образом, порядок и срок давности привлечения Яковлевой Н.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Яковлевой Н.Н. в пределах санкции части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 -4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N38 от 01.06.2020, решение судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 21.07.2020, состоявшиеся в отношении Яковлевой Натальи Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Яковлевой Натальи Николаевны Миронова А.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.