Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 августа 2020 года по административному делу N 2а-140/2020 по административному исковому заявлению Романов В.Н. к администрации Тотемского муниципального района Вологодской области об оспаривании уведомления от 10 декабря 2019 года N 66/19.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области - Москвиновой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов В.Н. 16 декабря 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тотемского муниципального района Вологодской области о признании незаконным уведомления от 10 декабря 2019 года N 66/19 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Требования мотивировал указанием на то, что граница территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Тотьма не утверждены в установленном порядке, в связи с чем Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области не наделён правом давать заключения о соответствии уведомления о планируемом строительстве и описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 августа 2020 года, административные исковые требования удовлетворены. Уведомление администрации Тотемского муниципального района Вологодской области от 10 декабря 2019 года N 66/19 о несоответствии указанных Романовым В.Н. в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке признано незаконным; на администрацию Тотемского муниципального района Вологодской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Романова В.Н.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии со статьёй 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях данного Федерального закона являются включённые в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населённый пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (часть 1). Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населённого пункта; границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населённого пункта; требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 418 и Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29 июля 2010 года "Об утверждении перечня исторических поселений" город Тотьма Вологодской области включён в перечень исторических поселений.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
В соответствии с пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы; организовывают разработку проектов зон охраны в отношении объектов по переданным полномочиям органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления.
Как следует из материалов дела, 09 декабря 2019 года Романов В.Н, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером N местоположением: "адрес". действуя в установленном частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке, обратился в администрацию Тотемского муниципального района Вологодской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, содержащим в качестве приложения описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства.
Администрацией Тотемского муниципального района указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия - Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области.
В письме от 09 декабря 2019 года Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области сообщил администрации об отказе в выдаче заключения на соответствие предметы охраны исторического поселения федерального значения город Тотьма и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения, в связи с отсутствием информации о предмете охраны и утверждённых границах территории исторического поселения федерального значения город Тотьма.
Одновременно Комитет проинформировал Администрацию о содержании проекта охраняемых территорий памятников истории и культуры г. Тотьма, утверждённого решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 17 июля 1986 года N 426, и характерных для жилых домов города Тотьма архитектурных решениях.
Таким образом, Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области уклонился от дачи заключения, предусмотренного частью 9 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" частью 9 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации о соответствии проекта и внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения.
В силу указанной нормы, в случае ненаправления в предусмотренный законом срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства
Основываясь на указанных дополнительных сведениях, при отсутствии предусмотренного законом для таких случаев заключения регионального органа охраны объектов культурного наследия о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, административный ответчик направил в адрес Романова В.Н. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (далее - уведомление о несоответствии).
Решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 17 июля 1986 года N 426 утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры города Тотьмы, который является нормативным правовым актом и подлежит к исполнению.
Таким образом, при осуществлении земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории в границах зон охраны объектов культурного наследия подлежат к исполнению требования, установленные утвержденным проектом зон охраны.
Согласно указанному нормативному правовому акту земельный участок истца по адресу "адрес" расположен в границах зоны регулирования застройки II режима, в котором допускается усадебная застройка в 1-2 этажа с обязательным сохранением красных линий застройки, с учетом конкретных особенностей размещения нового строительства относительно памятников и сохранением условий визуализации памятников.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "город Тотьма", утвержденных решением Совета муниципального образования "город Тотьма" N 66 от 21.08.2016 г, отображены границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливающие ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Тотьма" земельный участок административного истца расположен в зоне "Режим зоны регулирования застройки 2 режима ОПЗ-5", которая содержит аналогичные требования.
Администрацией Тотемского муниципального района признано в судебном заседании, что застройщиком было представлено текстово-графическое описание предполагаемого объекта строительства, которое было направлено в Комитет. Предполагаемый объект строительства расположен хотя и в охранной зоне, но визуально будущий объект никак не повлияет на зрительные образы г. Тотьма, не закроет существующих памятников архитектуры. Проект предоставлен застройщиком качественно выполненный, предполагаемый объект строительства не превышает 2 этажей, красная линия застройки сохранена, растекловка окон нетрадиционная, по скату кровли и фронтону замечаний нет, входная группа расположена сбоку.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Границы территории и предмет охраны исторического поселения город Тотьма Вологодской области, а также требования к градостроительным регламентам в границах данного исторического поселения до настоящего времени не установлены.
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришёл обоснованному выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для направления в адрес Романова В.Н. уведомления о несоответствии.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 августа 2020 года по административному исковому заявлению Романов В.Н. к администрации Тотемского муниципального района Вологодской области об оспаривании уведомления от 10 декабря 2019 года N 66/19, оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 18 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 29 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.