Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 июля 2020 года (N 2а-464/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2020 года (N 33а-7294/2020) по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", выразившегося в неисполнении перечисленных в представлениях требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с учетом уточненных требований обратился в Вельский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, ИК-14) о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, выразившегося в неисполнении перечисленных в представлениях прокурора требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование требований указал, что в адрес ИК-14 неоднократно вносились представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выявленных в ходе прокурорских проверок данного исправительного учреждения, которые не были устранены административным ответчиком.
К участию в деле в качестве административного соответчика судом привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 3 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2020 года, административное исковое заявление к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области удовлетворено, признано незаконным его бездействие, выразившееся в неисполнении перечисленных в представлениях Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях N 17-01-2019/36 от 30 сентября 2019 года и N 17-01-2019/42 от 31 октября 2019 года требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части: отсутствия в камерах штрафного изолятора на стенах у дверей переговорных устройств для осуществления двусторонней связи; не соответствия конструктивного исполнения механизма откидных коек камер штрафного изолятора и помещений камерного типа нормативному; открытой прокладки в камерах штрафного изолятора и помещений камерного типа трубопроводов водоотведения (слива от раковин). На ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, выявленные в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа, а именно: установить в камерах штрафного изолятора на стенах у дверей переговорные устройства для осуществления двусторонней связи; переоборудовать конструктивное исполнение механизма откидных коек камер штрафного изолятора и помещений камерного типа согласно нормативному; проложить скрытно в камерах штрафного изолятора и помещений камерного типа трубопроводы водоотведения (слива от раковин). В удовлетворении административного иска к УФСИН России по Архангельской области отказано.
В кассационной жалобе на решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 15 января 2021 года, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неисследованность вопроса о возможности осуществить такое переоборудование с учетом технического состояния здания, на предпринимаемые меры по установке в камерах ШИЗО и ПКТ переговорных устройств для осуществления двусторонней связи, что свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в связи с чем на него возложена обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
На закрытой территории ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области находится здание изолятора, в котором расположены камеры ШИЗО и ПКТ.
Согласно техническому паспорту от 31 августа 2009 года здание изолятора построено в 1966 году. При его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент "Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/МВД СССР).
30 сентября 2019 года Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области в адрес начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области внесено представление N 17-01-2019/36 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно: в нарушение статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подпункта 11 пункта 32 Наставления в камерах ШИЗО на стенах у дверей отсутствуют переговорные устройства для осуществления двусторонней связи.
На представление от 30 сентября 2019 года N 17-01-2019/36 ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области 1 ноября 2019 года дан ответ, согласно которому в целях установки переговорных устройств для осуществления двусторонней связи составлена и направлена заявка в ЦИТОВ УФСИН России по Архангельской области.
31 октября 2019 года Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области в адрес начальника ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области внесено представление N 17-01-2019/42 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в том числе: в нарушение статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подпункта 10 пункта 32 раздела 4 Наставления конструктивное исполнение механизма откидных коек камер ШИЗО и ПКТ не соответствует нормативному; вопреки статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункту 20.4 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 03 июня 2003 года N 130-дсп (далее - Инструкция по проектированию), в камерах ШИЗО и ПКТ трубопроводы водоотведения (сливы от раковин) проложены открыто.
На представление от 31 октября 2019 года N 17-01-2019/42 ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области 10 декабря 2019 года дан ответ, из которого следует, что конструктивное исполнение механизма откидных коек камер штрафного изолятора и помещений камерного типа будет приведено в соответствие до 30 июня 2020 года. Для устранения данных недостатков на первое полугодие 2020 года будет сформирована и направлена потребность на выделение лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО). Трубопроводы водоотведения (сливы раковин) будут приведены в соответствие до 30 июня 2020 года, для чего на первое полугодие 2020 года будет сформирована и направлена потребность на выделение ЛБО.
17 апреля 2020 года Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области проведена плановая проверка ФКУ ПК-14 УФСИН России по Архангельской области, по результатам которой установлено, что в нарушение подпункта 11 пункта 32 Наставления в камерах ШИЗО на стенах у дверей отсутствуют переговорные устройства для осуществления двусторонней связи. В нарушение подпункта 10 пункта 32 раздела IV Приложения N 4 Наставления конструктивное исполнение механизма откидных коек камер ШИЗО и ПКТ не соответствует нормативному. Вопреки статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункту 20.4 Инструкции по проектированию в камерах ШИЗО и ПКТ трубопроводы водоотведения (сливы от раковин) проложены открыто.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя административное исковое заявление к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исправительным учреждением допущены указанные в представлениях прокурора нарушения уголовно-исполнительного законодательства, которые на момент рассмотрения административного дела не устранены, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со статьей 34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из пунктов 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 (далее - Наставление), ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу. Конструктивное исполнение запорных устройств коек приведено в приложении 4.
Подпунктом 11 пункта 32 Наставления предусмотрено, что в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима на стене у двери устанавливается переговорное устройство для осуществления двусторонней связи. В комнатах младших инспекторов дежурной смены, помещении ОД учреждения УИС и заместителя начальника учреждения УИС по безопасности и оперативной работе располагаются пульты системы двусторонней связи.
В силу положений пункта 20.4 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 03 июня 2003 года N 130-дсп, в камерах штрафного изолятора и помещений камерного типа предусмотрены скрытные трубопроводы водоотведения (сливы от раковин).
Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп приказ от 02 июня 2003 года N 130-дсп "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы (СП 17-02 Минюста России)" признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 19.2.4 "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр, трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, канализационные стояки следует размещать за пределами спальных комнат и спальных помещений, камер, палат зданий медицинского назначения и прокладывать в вертикальных штробах или технических нишах в стенах со стороны коридора. Допускаются размещение трубопроводов и канализационных стояков в приставных коробах при прокладке их в коридорах зданий медицинского назначения, за исключением зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, коридорах общежитий, помещений для проведения длительных свиданий, а также прокладка трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в исполнении согласно 19.1.1.
Подводки трубопроводов к санитарным приборам палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер прокладываются скрыто: трубопроводы водоснабжения - в штробах, трубопроводы канализации - бетонируются, при этом следует предусматривать надежную фиксацию крепежных элементов лючков сифонов, прочисток и ревизий.
Оценивая доводы ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области о том, что СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, не применяется к уже построенным зданиям, суды обоснованно исходили из того, что возможность устранения выявленных прокурором нарушений не связана со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом здания исправительного учреждения и расположенных в нем помещений. Факт постройки и введение в эксплуатацию здания в 1966 году не препятствует его переоборудованию с целью создания надлежащих условий содержания заключенных.
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств невозможности устранения указанных прокурором нарушений уголовно-исполнительного законодательства без реконструкции или капитального ремонта здания исправительного учреждения. Более того в ответах на представления прокурора административным ответчиком не оспаривалась возможность устранения данных нарушений.
Ссылка на то, что административным ответчиком предпринимаются меры по установке в камерах ШИЗО и ПКТ на стенах у дверей переговорных устройств для осуществления двусторонней связи, не подтверждали устранение выявленного прокурором нарушения, переговорные устройства административным ответчиком не установлены.
Необходимость финансирования проведения требуемых работ за счет средств федерального бюджета, как правильно указано судами при рассмотрении дела, не освобождает исправительное учреждение от обязанности по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства, поскольку, как неоднократно отмечал в своих постановлениях Европейский Суд по правам человека, в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 31 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.