Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Кузнецова С.Л, Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 2 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд, указав, что 09.07.2019 в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества центральным лесничеством была установлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Свалка расположена как на землях лесного фонда (площадь 1, 7 га, объем 11000 куб.м), так и на землях населенных пунктов (площадь 6, 6 га, объем 66000 куб.м). Ответчику 08.06.2020 направлялось требование ликвидировать свалку, которое не было исполнено, что подтверждается актом осмотра от 13.07.2020. Несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации администрацией района процесса сбора, вывоза и утилизации бытовых и иных отходов на территории Беломорского городского поселения. В связи с тем, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах Беломорского городского поселения ответчику 11.07.2019 было направлено требование о принятии мер к ликвидации указанной свалки. 08.05.2020 проведен повторный осмотр выдела, в ходе которого установлено, что требование не выполнено. Истец просил обязать администрацию МО "Беломорский муниципальный район" в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 2 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 декабря 2020 г, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Беломорский муниципальный район" просит судебные акты отменить, приводя доводы о том, что не является надлежащим ответчиком по делу. Ссылается на то, что Федеральным законом к вопросам местного значения на поселения и муниципальные районы возложено создание условий для обеспечения эффективности очистки от твердых коммунальных отходов, но не вся ответственность в сфере обращения с отходами. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 N 1156 именно собственник земельного участка (в данном случае МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и РК) обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 приведенного Кодекса).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район". При этом указали, что свалка, расположенная на землях лесного фонда в границах Беломорского городского поселения в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества, возникла вследствие ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления предусмотренной статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" своей обязанности по регулярной очистке от отходов территории населенного пункта.
С указанным выводом нельзя согласится по следующим основаниям.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 468 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Согласно пункту 1 Положения МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, и правоприменительные; функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Мурманской области и Республики Карелия.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Вывод судов о том, что свалка, находящаяся на землях лесного фонда в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества, организована вследствие незаконных действий ответчика - администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район", не подтвержден допустимыми доказательствами.
При этом не принято во внимание, что в системе действующего правового регулирования принятия мер, направленных на ликвидацию загрязнений бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в собственности, органами местного самоуправления не предусмотрено и относится к компетенции исполнительных органов государственной власти.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обнаруженная свалка образовалась вследствие неисполнения администрацией полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 84 Лесного Кодекса Российской Федерации, а также то, что полномочия по устранению захламления земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, передавались органам местного самоуправления, как и того, что несанкционированное складирование твердых бытовых отходов берет свое начало на участке 10:11:0010301:117, находящемся в границах населенного пункта и выходит за его пределы, попадая на участок лесного фонда в квартале 52 выделе 37.
Таким образом, вывод суда о возложении на администрацию МО "Беломорский муниципальный район" обязанностей, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, является ошибочным, не основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу суды не выполнили.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует установить вышеуказанные обстоятельства и дать им оценку в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 декабря 2020 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.