Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)" Тычкина А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)", установила:
Постановлением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2020 года Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)" (далее также ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года постановление Красноглинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2020 года изменено, путем исключения указания на нарушение пунктов 10.1, 12.1, 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, а также пункт 5.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В остальной части постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)" Тычкин А.Н. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о выполнении работ по дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 (ред. от 13 ноября 2020 года) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 15 октября 2020 года в 10 часов 00 минут в ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", юридический адрес: 443107. г. Самара, п. Мехзавод, кв-л 15, д. 20, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: при анализе документов по очагу инфекционного заболевания новой коронавирусной инфекцией с количеством заболевших 101 человек среди сотрудников и получателей социальных услуг ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр (дом-интернат для престарелых и инвалидов)" установлено, что учреждением не обеспечена своевременная подача экстренных извещений о регистрации инфекционных заболеваний; 28 августа 2020 года работники стационарной организации социального обслуживания при вахтовом методе были допущены к работе без лабораторного обследования на COVID-19 до начала работы, что является нарушением статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункта 2.1 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 3.1.2, 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID- 19".
По факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору Самарской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в отношении ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением учреждения к административной ответственности постановлением судьи районного суда.
Решением судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года постановление Красноглинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2020 года изменено, путем исключения указания на нарушение пунктов 10.1, 12.1, 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, а также пункт 5.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку материалами дела нарушения указанных норм со стороны юридического лица не подтверждены. В остальной части постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В данном случае установлено, что при анализе документов по очагу инфекционного (паразитарного) заболевания в ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" выявлены нарушения: факты поздней подачи экстренных извещений на случаи выявления коронавирусной инфекции с количеством заболевших 101 человек среди сотрудников и получателей социальных услуг; допуск работников стационарной организации социального обслуживания при вахтовом методе к работе без лабораторного обследования на COVID-19 до начала работы, несвоевременная госпитализация больных с установленным диагнозом COVID-19.
Доказательств того, что ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" были приняты все необходимые, достаточные и зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением учреждения к административной ответственности.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Ссылки жалобы на проведение мероприятий по ежедневной термометрии лиц, заступавших и находящихся на смене, с занесение данных в журнал, не свидетельствуют о том, что юридическим лицом предприняты все зависящие меры по соблюдению правил и норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период короновирусной инфекции.
Решением судьи областного суда из постановления исключены указания на нарушение учреждением пункта 5.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусматривающую обязанность по своевременной госпитализации больных с подтвержденным диагнозом COVID-19, в связи с чем доводы заявителя в данной части подлежат отклонению.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Аналогичные доводы, в том числе об отсутствии в действиях ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" состава вмененного административного правонарушения, отсутствия вины вследствие недостаточного финансового обеспечения, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Административное наказание назначено ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Постановление о привлечении ГБУ СО "Самарский областной геронтологический центр" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 23 ноября 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)", оставить без изменения, а жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский областной геронтологический центр (дом - интернат для престарелых и инвалидов)" Тычкина А.Н. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.