Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 30 сентября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" (далее также АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", некоммерческая организация) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее также Управление) Пименова О.В, направившая дело на рассмотрение мировому судье, просит отменить вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными.
От АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", уведомленной в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы на судебный акт, в установленный срок возражения не представлены.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения некоммерческой организации к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для составления в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило неисполнение в установленный до 07 сентября 2020 года письменное Предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе осуществления контроля за деятельностью некоммерческой организации, выразившиеся в нарушении обязанностей, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно: АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2019 год, не проинформировала уполномоченный орган (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области) о продолжении своей деятельности указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименование и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, за 2019 год; не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и
использовании, за 2019 год.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", мировой судья указала, что обязанность в установленный срок предоставлять вышеуказанные сведения в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации на АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" возложена в силу закона, в связи с чем у административного органа (Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области) отсутствовали основания для повторного требования предоставления данных сведений, путем направления письменного предупреждения. Таким образом, в действиях, в данном случае бездействии, АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами мирового судьи согласилась судья районного суда.
Между тем, мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска не учтено следующее.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено право Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в случае выявления нарушения некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.
За невыполнение в установленный срок предупреждения предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.
В связи с невыполнением в установленный срок законного предупреждения (представления) в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" Миронова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для повторного требования от АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов" сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку они повторными не являются.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов".
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 30 сентября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 20 ноября 2020 года, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении АНО "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса для юридических лиц, составляет три месяца.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек на момент рассмотрения настоящей жалобы.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Жалобу и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 30 сентября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации "Департамент эксплуатации и технического обслуживания гражданских объектов", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.