Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Кулешова Р.А., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 84", на вступившее в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 84", установила:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 г. общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 84" (далее по тексту - ООО "ЖЭУ - 84", общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда защитник общества Кулешов Р.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 г. жалоба защитника ООО "ЖЭУ - 84" оставлена без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Кулешов Р.А. просит отменить вынесенное в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении постановленеие судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, ссылаясь на его незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 в соответствие с подпунктом "а2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в, г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 6 статьи 4.1, пункты "а, у, ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение вышеуказанных норм в Республике Башкортостан приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. NУГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой короновирусной инфекции (COVID-2019)".
Пункт 8 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. NУГ-111 (в ред. от 28 августа 2020 г, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием привлечения общества к административной ответственности) предусматривает, что организации (ИП, самозанятые), чья деятельность не приостановлена, обязаны соблюдать правила поведения, установленные настоящим Указом, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, а также рекомендации Роспотребнадзора.
В соответствии пунктом 10 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. NУГ-111 (в ред. от 28 августа 2020 г, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием привлечения общества к административной ответственности) работодателям (ИП, самозанятым), осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан, следует обеспечить ношение средств индивидуальной защиты (масок), а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности; разместить на своей территории памятки, листовки по вопросам профилактики COVID-2019.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 9 сентября 2020 г. в 10 часов 34 минуты ООО "ЖЭУ - 84" нарушены правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, или в зоне чрезвычайной ситуации, а именно не обеспечено ношение средств индивидуальной защиты (масок) в помещении ООО "ЖЭУ - 84", на территории общества не размещена информация о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения в республике новой короновирусной инфекции.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЖЭУ-84" к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.
Деяние ООО "ЖЭУ-84" квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины ООО "ЖЭУ-84" в совершении вмененного правонарушения.
В обосновании своей жалобы защитник Кулешов Р.А. указывает на то, что Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. NУГ-111 не может быть применен к сотрудникам организации. Также указывает, что согласно тексту выше названного Указа данная норма содержит отсылку к методическим рекомендациям Роспотребнадзора от 7 апреля 2020 г. N "О рекомендациях по профилактике короновирусной инфекции (COVID-19) среди работников", а указанный документ носит рекомендательный характер, нарушение которого не влечет правовых последствий.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
По существу вышеуказанные доводы заявителя направлены на игнорирование обстоятельств дела, иную оценку доказательств в выгодном для ООО "ЖЭУ-84" свете и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий общества либо невиновности ООО "ЖЭУ-84" в совершении вмененного правонарушения, полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ООО "ЖЭУ-84" не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленные пунктом 10 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. NУГ-111 (в ред. от 28 августа 2020 г.).
Ссылка общества на допущенные должностным лицом Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору при проведении проверки нарушения положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 438 (ред. от 13.06.2020 г.) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также положений федерального закона N294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. в рамках настоящего дела не может быть принята во внимание.
Как обоснованно указано судьей районного суда, представленное представителем общества представление прокурора в адрес должностного лица Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не может повлиять на выводы судьи по данному делу, поскольку в предмет проверки состава правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы, указанные прокурором, не входят. Иные действия должностного лица ФИО2 при осуществлении им полномочий 9 сентября 2020 года при выявлении настоящего состава правонарушения не могут являться предметом обсуждения в данном деле.
Исследованные судьей районного суда доказательства оформлены должностными лицами Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения должностным лицом в рамках предоставленных ему должностных полномочий для обеспечения исполнения приведенного выше Указа Главы Республики Башкортостан, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы заявителя сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По существу они сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования предыдущих судебных инстанций, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность вынесенного по делу судебного постановления.
Вместе с тем иная оценка лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций и незаконности вынесенных по делу решений.
Утверждение о наличии по делу неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу заявителя, не подтверждается материалами дела. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене постановления суда не является.
Постановление о привлечении ООО "ЖЭУ-84" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок - 84", оставить без изменения, а жалобу защитника Кулешова Р.А. - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.