Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Герасимовой В.Н. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 декабря 2020 года по административному делу N 2а-1194/2020 по административному исковому заявлению Герасимовой В.Н. к администрации городского округа Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Герасимовой В.Н. по доверенности Макарова С.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимова В.Н. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, оформленного протоколом заседания областной комиссии от 30 мая 2019 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 25 декабря 1998 года Герасимова В.Н. обратилась в администрацию г. Чапаевска с заявлением о постановке ее на учет в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года. В районах Крайнего Севера Герасимова В.Н. проработала 22 года 4 месяца, её супруг Герасимов А.П. - 28 лет 5 месяцев. Администрация г. Чапаевск поставила семью административного истца из трех человек в список нуждающихся в жилом помещении с условием ежегодного уточнения сведений и находилась в 1 очереди среди лиц, указанной категории граждан, более девятнадцати лет. В июле 2019 года административному истцу вышеназванным решением в предоставлении государственного жилищного сертификата (ГЖС) было отказано по мотиву того, что ранее Герасимова В.Н. получила компенсацию за освобождаемое жилое помещение по месту сдачи гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера в районе. По мнению административного истца, отказ административного ответчика является неправомерным, поскольку полученная денежная компенсация за сданное в районах Крайнего Севера жилье не имела целевого назначения для приобретения жилья за пределами этих районов и не была обусловлена улучшением жилищных условий. Предоставляемая в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) государством жилищная субсидия не является тождественной выплачиваемой ранее по правилам постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года N 1141 гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, денежной компенсации за освобождаемое жилье по месту сдачи жилища.
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в редакции закона, действовавшего на момент постановки административного истца на учет, было предусмотрено право, как на предоставление квартиры по вновь избранному месту жительства, так и одновременно право на получение стоимости освобождаемого жилья по месту сдачи жилища.
Административный истец утверждала, что административным ответчиком не принято во внимание, что денежная компенсация за сдачу жилья получена на основании договора купли-продажи, то есть по возмездной сделке. При этом в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 125-ФЗ в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение).
Таким образом, по мнению Герасимовой В.Н, законодатель не исключает возможности предоставления денежной субсидии тем гражданам, которые осуществили отчуждение жилого помещения, в том числе расположенного в районах Крайнего Севера.
Кроме этого, административный истец указывает, что она в составе семьи состояла в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и нуждающихся в улучшении жилищных условий, более 19 лет. Решения о снятии ее с учета не принималось. В этой связи, у административного ответчика правовых оснований для отказа в предоставлении жилищной субсидии не имелось.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 9 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 декабря 2020 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Герасимовой В.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 3 февраля 2021 года, административный истец Герасимова В.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме. Автор кассационной жалобы не соглашается с выводами судов о законности оспариваемого ею решения административного ответчика по мотивам, приведенным в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе. Считает, что суды неправильно применили и истолковали нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены судами обеих инстанций.
Так, как следует из материалов административного дела и установлено судами, административный истец Герасимова В.Н. и ее супруг Герасимов А.П. проработали и прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям 22 года 4 месяца и 28 лет 5 месяцев, соответственно. Выехали из районов Крайнего Севера в 1995 году.
Постановлением администрации Среднеканского района от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу за освобождаемое жилье при выезде из Магаданской области выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты".
25 декабря 1998 года Герасимова В.Н. обратилась в администрацию г. Чапаевск Самарской области с заявлением о постановке её с составом семьи из трех человек - она, муж и сын на учет для получения жилищной субсидии.
5 февраля 1999 года административный истец с составом семьи включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и проработавших не менее 15 лет.
Протоколом заседания комиссии по обеспечению реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на территории Самарской области от 30 мая 2019 года Герасимовой В.Н. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву того, что она ранее получила денежную компенсацию за освобожденное жилье.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с учетом реализации административным истцом права получения мер государственной поддержки в 1995 году путем сдачи за денежную компенсацию жилья в районах Крайнего Севера.
Судебная коллегия согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не может по следующим основаниям.
Так, с 1 января 2003 года отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Ранее указанные отношения регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, указанные в части первой статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (статья 3).
Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (далее - Положение).
Как следует из содержания пункта 19 Положения органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В содержании пункта 21 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24).
Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС).
Как следует из содержания подпункта "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно пункту 16(3) Правил выпуска и реализации ГЖС условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте "з" данных Правил, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 16(2) настоящих Правил). При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
При этом пунктом 15(1) Правил определено, что в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 названных Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Из системного толкования приведенного правового регулирования применительно к рассматриваемому административному спору следует, что для получения гражданином государственного жилищного сертификата в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" заинтересованное лицо должно быть принято в установленном законом порядке на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включено в список на получение государственного жилищного сертификата.
При этом указанными нормативными правовыми актами не исключается возможность предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, передавших жилье по договору купли - продажи при выезде из названных районов. В указанном случае размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения.
Из материалов административного дела следует, что административный истец были поставлена на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1999 году по правилам, предусмотренным действовавшим на тот момент положением Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Указанным федеральным законом для получения жилищной субсидии было предусмотрено, что жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья.
Таким образом, действовавшее во время постановки административного истца на учет и при отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата законодательство не наделяло уполномоченный орган правом принять оспариваемое решение по мотиву получения гражданином денежной компенсации за освобождаемое жилье.
Как указано выше денежная компенсация административным истцом за освобождаемое при выезде из районов Крайнего Севера получена на основании постановления администрации Среднеканского района от ДД.ММ.ГГГГ N по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по возмездной сделке.
Правовым основанием для получения административным истцом указанной денежной компенсации являлось постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года N 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей".
Данным постановлением Правительства Российской Федерации были предусмотрены как государственные гарантии предоставления жилой площади для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и компенсации, в частности за сдаваемое жилье (статьи 18 и 19).
В этой связи реализация административным истцом права на получение денежной компенсации за переданное по договору купли-продажи жилье в районах Крайнего Севера, не являясь по своей правовой природе жилищной субсидией по смыслу положений Федерального закона N 125-ФЗ, не может лишать ее права на получение государственного жилищного сертификата с учетом сумм, полученных по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения в районах Крайнего Севера.
Приведенные требования закона и обстоятельства, имеющие правовое значение для административного спора, судами обеих инстанций при оценке правомерности оспариваемого административным истцом решения административного ответчика во внимание приняты не были, что повлекло принятие неправильных судебных актов.
Кроме этого суды не установили была ли административный истец до приятия в отношении нее решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата исключена из списка лиц, имеющих право на его получение, а также из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; при отсутствии таких решений был ли административный ответчик вправе отказать на стадии распределения государственных жилищных сертификатов, сформированных в соответствии с ранее утверждённым списком, отказать в его выдаче административному истцу.
Поскольку по административному делу требуется установление новых юридически значимых обстоятельств, истребование и оценка дополнительных доказательств, что в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции не входит, постольку судебная коллегия, отменив судебные акты судов нижестоящих инстанций, считает необходимым направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чапаевского городского суда Самарской области от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 декабря 2020 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Чапаевский городской суд Самарской области в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.