Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 9 февраля 2021 года, на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года по административному делу N 2а-2107/2020 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Тольятти к администрации городского округа Тольятти об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Думы городского округа Тольятти Романовой И.Ю, мнение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 декабря 2008 года N 1059 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее - Правила землепользования и застройки).
В период с 2014 по 2019 годы в данные Правила решениями Думы городского округа Тольятти Самарской области неоднократно принимались и вносились изменения в части изменения границ территориальных зон.
Исполняющий обязанности прокурора города Тольятти, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, установив, что администрацией городского округа Тольятти (далее - Администрация) не исполнена установленная законом обязанность по направлению изменений в Правила землепользования и застройки в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), оспорил бездействие органа местного самоуправления в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 8 июля 2020 года административный иск удовлетворен, бездействие Администрации признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность подготовить графическое местоположение границ территориальных с направлением указанных сведений в регистрирующий орган.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просила судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие полномочий по направлению сведений в регистрирующий орган о внесении изменении в Правила землепользования и застройки, а также на недоказанность прокурором нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 6.1 статьи 30 названного выше Кодекса установлены требования к точности описания границ территориальных зон.
Органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Во исполнение требований вышеприведенной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 названных Правил в случае внесения изменений в правила землепользования и застройки орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, проанализировав вышеназванные правовые акты, обоснованно исходили из того, что Администрацией не исполнена обязанность по направлению сведений о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в связи с чем пришли к правильному выводу о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы о том, что полномочия по направлению рассматриваемых сведений возложены на Думу городского округа Тольятти (далее - Дума) подлежат отклонению в силу следующего
Действительно, в соответствии с со статьей 25 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30 мая 2005 N 155 (далее - Устав) к компетенции Думы относится утверждение правил землепользования и застройки (пункт 6 части 2).
Вместе с тем, исходя из системного анализа вышеприведенного правового регулирования, а также положений статей 35, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых установлен правовой статус представительного органа местного самоуправления и местной администрации, следует, что направление в регистрирующий орган изменений в правила землепользования и застройки в рамках межведомственного информационного взаимодействия, к полномочиям Думы не относится.
Пункт 18 части 2 статьи 25 Устава предусматривает иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Самарской области и Уставом к полномочиям представительного органа городского округа.
Однако, пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" полномочия по направлению рассматриваемых сведений на представительный орган местного самоуправления не возложены.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отнесении соответствующих полномочий к компетенции Администрации, как исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, является верным.
Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, оспариваемое бездействие административного ответчика влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в связи с правовой неопределенностью режима использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 8 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 7 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.