Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прокофьева Михаила Ивановича на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-691/2019 по иску Прокофьева Михаила Ивановича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании незаконным отказа на выбор получения социальных услуг, взыскании убытков и компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Прокофьева М.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокофьев М.И. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 27 ноября 2019 года ему установлена 3 группа инвалидности, в связи с чем у него появилось право на получение социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Считает незаконным решение о назначении ему социального обеспечения в форме ЕДВ в части даты начала периода выплаты ЕДВ с 10 декабря 2019 года, а правильно с даты установления инвалидности с 27 ноября 2019 года. Так же в части установленной суммы на оплату НСУ. Ответчиком на основании его заявления от 10 декабря 2019 года предоставлен набор социальных услуг. 1.1 декабря 2019 года им подано заявление об отказе от 2 из 3 социальных услуг и предоставлении их в денежном выражении, однако ответчик направил отказ, указав, что право на получение набора социальных услуг в денежном выражении в 2019 и 2020 годах у него отсутствует. Считает данный отказ незаконным. Также считает, что социальные услуги ему должны быть предоставлены не с даты обращения в Пенсионный фонд - 10 декабря 2019 года, а с даты установления ему инвалидности 27 ноября 2019 года. Просил суд с учетом уточнения исковых требований признать незаконным отказ на выбор получения социальных услуг, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, убытки в виде невыплаченных в денежном выражении набора социальных услуг в размере 9 651, 97 рублей.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2020 года в исковых требованиях Прокофьева Михаила Ивановича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании незаконным отказа на выбор получения социальных услуг, взыскании убытков и компенсации морального вреда, отказано.
Апелляционным определением определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2020 года решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Прокофьевым М.И, ставиться вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Истец Прокофьев М.И. в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить судебные акты, направить в и ной суд для рассмотрения, вынести частное определение по нарушениям, указанным в жалобе.
Согласно части 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Положения статьи 226 ГПК РФ, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года N 1316-О-О).
Каких-либо правовых оснований для вынесения частного определения судебной коллегией не установлено.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Прокофьева М.И, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Прокофьеву М.И. 27 ноября 2019 года была установлена "данные изъяты", что подтверждается справкой МСЭ N.
В связи с установлением инвалидности у истца возникло право на получение набора социальных услуг.
10 декабря 2019 года Прокофьев М.И. обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначение ежемесячной денежной выплаты.
Решением УПФР в г. Орске от 12 декабря 2019 года N 190000036789/809700/19 Прокофьеву М.И. назначена ежемесячная денежная выплата на период с 10 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 2 162, 67 рублей, в том числе 1 121, 42 рублей на оплату социальных услуг.
11 декабря 2019 года Прокофьев М.И. обратился с заявлением о частичном отказе от получения набора социальных услуг. Просил оставить социальную услугу в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте за две другие услуги производить ему выплату в денежном выражении.
Из сообщения УПФР в г. Орске Оренбургской области от 17 декабря 2019 года N 11-01/22543 следует, что Прокофьеву М.И. было отказано в удовлетворении его заявления. Указано, что обратиться с заявлением о распоряжении набором социальных услуг на 2020 год можно было, подав соответствующее заявление до 1 октября 2019 года. Право на получение набора социальных услуг в денежном выражении в 2019 и 2020 годах у Прокофьева М.И. отсутствует. Также из ответа следует, что заявление Прокофьева М.И. от 11 декабря 2019 года зарегистрировано как заявление об отказе от получения набора социальных услуг на 2021 год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, принимая во внимание положения Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н, исходил из того, что реализация права на отказ от получения набора социальных услуг путем подачи соответствующего заявления была возможна до 1 октября 2019 года, в связи с чем право на получение набора социальных услуг в денежном выражении на 2019 - 2020 год истца не возникло.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции поскольку Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено императивное требование относительно срока подачи заявления о распоряжении набором социальных услуг - до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления, не предусматривающее каких- либо исключений, в том числе зависящих от даты установления инвалидности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о назначении ежемесячной денежной выплаты со дня установления инвалидности, а не со дня обращения за ней, были предметом рассмотрения судами двух инстанций и правомерно отказано в силу п. 4 приказа Минтруда России от 22.01.2015 года N 35н "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22 января 2015 года N 35н, ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за ежемесячной денежной выплатой при личном обращении считается день приема уполномоченным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации заявления с предъявлением всех документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право на получение указанных денежных выплат возникает у гражданина исключительно с момента возникновения права на указанные выплаты, а также обращения в соответствующий государственный орган с заявлением и документами, подтверждающими наличие такого права.
Право на ежемесячные денежные выплаты, как инвалид, истец приобрел со дня обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган пенсионного фонда, то есть с 10 декабря 2019 года. До указанной даты соответствующая выплата ему не могла быть начислена, ввиду отсутствия заявления о назначении такой выплаты. Материалы дела не содержат доказательств того, что ранее истец обращался с заявлением в пенсионные органы о назначении ему соответствующих выплат как инвалиду.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (часть 7 ст. 28.1 Закона N 181-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В силу ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Процедура отказа от набора социальных услуг регламентируется Законом N 178-ФЗ и урегулирована Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328.
Согласно нормам Закона N 178-ФЗ (ч. 2 ст. 6.3) и положениям Порядка N 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно пп. 3 - 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Порядок получения набора социальных услуг, в том числе и в натуральном выражении регламентируется вышеуказанным Порядком N 328.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008 года N 953-О-О указал, что нормы части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Таким образом суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для получения истцом набора социальных услуг на 2019 и 2020 годы.
Доводы о неправильном применении судом ч.4 ст. 6.3 ФЗ-178, поскольку к истцу она не применима, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы о рассмотрении судом не всех требований истца, опровергаются судебными актами, все заявленные требования истца, судами были рассмотрены.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 октября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Прокофьева Михаила Ивановича без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г.Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.