Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе администрации города Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-692/2020 по иску Кожурова Александра Сергеевича к администрации г. Ишима Тюменской области о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кожуров А.С. обратился в суд с иском к Администрации города Ишима Тюменской области о признании незаконным распоряжения заместителя главы города Ишима Тюменской области N 150-р от 22 марта 2018 года в части снятия с учета как лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности на Администрацию города Ишима Тюменской области восстановить в списке граждан, состоящих на учете по категории "инвалиды и участники боевых действий на территории других государств", нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, с 20 июня 2016 года.
В обоснование иска указал, что 20 июня 2016 года Кожуров А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда по категории "участник боевых действий на территории других государств". 22 марта 2018 года Кожуров А.С. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием оснований для отнесения граждан к категории "инвалиды и участники боевых действий на территории других государств".
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года исковые требования Кожурова А.С. удовлетворены, распоряжение заместителя главы г. Ишима Тюменской области N 150-р от 22 марта 2018 года в части снятия с учета Кожурова А.С. как лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признано незаконным. На администрацию г. Ишима Тюменской области возложена обязанность восстановить Кожурова А.С. списке граждан, состоящих на учете по категории "инвалиды и участники боевых действий на территории других государств", нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, с 20 июня 2016 года.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кожуров А.С. на основании распоряжения заместителя главы города Ишима Тюменской области от 20 июня 2016 года N 631-р был принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в соответствии со ст.7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", ст. 51, ч. 6 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации по категории "участник боевых действий на территории других государств".
Согласно справке N 263 от 09 июня 2016 года, выданной начальником отдела по городу Ишим, Ишимскому и Абатскому районам Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", Кожуров А.С. проходил военную службу в составе ОГВ (с) выполнял задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, в течение 31 дня принимал участие в боевых действиях, является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
В соответствии с удостоверением, выданным 28 сентября 2005 года, серии 0240612, Кожуров А.С. имеет право на льготы, установленные п. 1 ст.16 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
Распоряжением заместителя главы города Ишима в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 5, ст. 7, ст. 9, ст. 15 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области", ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании письма N 00185/18-УЖ(09/1-13) от 22 февраля 2018 года Кожуров А.С, 16 февраля 1985 года рождения (участник боевых действий на территории Северо-Кавказского региона) исключен из списка "инвалиды и участники боевых действий на территории других государств" в связи с отсутствием оснований для отнесения его к указанной категории.
В уведомлении от 27 марта 2018 года N 201 указано, что основанием для принятия распоряжения от 22 марта 2018 года N 150-р является п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц, органа, осуществляющего принятие на учет.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 49, 52, 56 Жилищного кодекса РФ, пунктом 3 части 1 статьи 16, статьей 23.2, разделом III Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", пришел к выводу, что Кожуров А.С. как ветеран боевых действий незаконно был снят с учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Кожуров А.С. проходил военную службу на территории Северо-Кавказского региона РФ в период с 24 апреля 2004 года по 15 октября 2004 года, которая не является территорией другого государства, в связи с чем он не относится к категории "инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств" и подлежит снятию с учета.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, отвечая на аналогичные доводы апелляционной жалобы, требование о том, что ветеран боевых действий для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения должен также относиться к категории граждан "инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств" в соответствии с п. "а" статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в редакции, действующей на момент постановки лица на учет) противоречит положениям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Поскольку материалами дела установлено, что истец относится к категории ветеранов боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", при этом положения п. "а" статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N137 ограничивают право Кожурова А.С. на получение мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение N150-р от 22 марта 2018 года о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения является незаконным.
Доводы заявителя о том, что указанные требования подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат отклонению как основанные на неверном понимании норм процессуального права, поскольку исходя из предмета заявленных исковых требований в данном случае усматривается спор о праве на предоставление жилого помещения, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ишима - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.