Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Козиной Н.М., рассмотрев гражданское дело N 2-2186/2020 по иску Дегтяревой Людмилы Николаевны к муниципальному казенному учреждению Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о признании незаконным решения об утрате права на получение мер социальной поддержки, о прекращении начислений компенсаций, о взыскании необоснованно удержанной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории лиц, по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на апелляционное определение Камышловского районного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года, установила:
Дегтярева Л.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - МКУ КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг") о признании незаконным решения об утрате права на получение мер социальной поддержки, о прекращении начислений компенсаций, о взыскании необоснованно удержанной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории лиц, в размере 34 976 руб. 99 коп. и судебных расходов на сумму 3 500 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с января 2010 года ей, как учителю со стажем сельской местности выплачивалась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, МКУ КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" полагает, что с мая 2019 года она утратила данное право, в связи с увольнением, документы в подтверждение своего статуса пенсионера не предоставила, в результате чего образовалась необоснованно выплаченная сумма в размере 34 976 руб. 88 коп. за период с 06 мая 2019 года по 31 января 2020 года, в связи с чем компенсация ей не выплачивается с февраля 2020 года.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 27 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Дегтяревой Л.Н. к МУП КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о признании незаконным решения об утрате права на получение мер социальной поддержки, о прекращении начислений компенсаций, о взыскании необоснованно удержанной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории лиц, в размере 34 976 руб. 99 коп. и судебных расходов на сумму 3 500 руб. 00 коп. отказано.
Апелляционным определением Камышловского районного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года решение мирового судьи судебного участка N 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 27 июля 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ответчика об утрате права на получение мер социальной поддержки, о прекращении начислений компенсаций и судебных расходов на сумму 3 500 руб. В указанной части принято новое решение, которым признано незаконным решение МУП КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" об утрате Дегтяревой Л.Н. права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 06 мая 2019 года по 31 января 2020 года. Признано незаконным решение МУП КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о прекращении начислений компенсаций на расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 февраля 2020 года Дегтяревой Л.Н. На МУП КМР Свердловской области "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" возложена обязанность выплачивать Дегтяревой Л.Н, начиная с 01 февраля 2020 года компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Свердловская область, с. Обуховское ул. Школьная д. 10 кв. 12. С МУП Камышловского муниципального района Свердловской области "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в пользу Дегтяревой Л.Н. взысканы судебные издержки в размере 4 099 руб. 50 коп.
МУП Камышловского муниципального района Свердловской области "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятого по делу судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
В своих возражениях на кассационную жалобу Дегтярева Л.Н, ссылается на необоснованность ее доводов и просит апелляционное определение Камышловского районного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 1 части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судами не допущено.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 689-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок) предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан: ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Согласно пункту 9 Порядка лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Дегтяревой Л.Н. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 22 января 2010 года по льготной категории лиц "педагогический работник" в размере, определяемом в соответствии с порядком назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП (далее - Порядок).
Дегтярева Л.Н. ежегодно подтверждала льготу "педагогический работник", предоставляя пакет документов для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе справку, выданную муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Обуховская средняя общеобразовательная школа".
В феврале 2020 года в МКУ КМР "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" поступила копия трудовой книжки Дегтяревой Л.Н, где было указано, что МКУ "Обуховская средняя общеобразовательная школа" прекратило с Дегтяревой Л.Н. трудовые отношения с 06 мая 2019 года на основании приказа от 06 мая 2019 года N13.
С 06 мая 2019 года по 31 января 2020 года Дегтяревой Л.Н. была выплачена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 34 976 руб. 88 коп, которая 31 января 2020 года была прекращена в связи с отсутствием сведений о праве на получение вышеназванной льготы.
Подтверждение права на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории лиц "педагог - пенсионер" предоставлено истцом в марте 2020 года.
Согласно справке N8-П от 17 марта 2020 года, выданной Управлением социальной политики по городу Камышлову и Камышловскому району, 19 марта 2020 года МКУ Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" принято решение о назначении Дегтяревой Л.Н. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 20 марта 2020 года по льготной категории лиц "педагог - пенсионер".
При этом, учитывая указанные обстоятельства, истцу было направлено уведомление, сообщающее о необоснованно выплаченной сумме компенсации расходов в размере 34 976 руб. 88 коп. за период с 06 мая 2019 года по 31 января 2020 года, а также уведомление о том, что необоснованно выплаченная сумма будет засчитана в счет будущей выплаты компенсации расходов на основании пункта 30 Порядка, а при отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды, излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в материалы дела представлено решение МКУ Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" от 24 марта 2020 года N 151, согласно которому ответчик решил, что переплата компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась по вине самой заявительницы Дегтяревой Л.Н, поэтому необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации. С 20 марта 2020 года заявительнице насчитывается компенсация, образовавшаяся переплата уменьшается за счет последующих начислений компенсации расходов, рассчитанных начиная с 20 марта 2020 года до полного погашения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу, что в связи с тем, что Дегтярева Л.Н. 06 мая 2019 года уволена из муниципального общеобразовательного учреждения "Обуховская средняя общеобразовательная школа", и при этом она не сообщила в уполномоченный орган об обстоятельствах влекущих перерасчёт размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо прекращение её выплаты, то образовалась необоснованно выплаченная сумма компенсации расходов за период с 06 мая 2019 года по 31 января 2020 года в размере 34 976 руб. 88 коп.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на подпункт 2 пункта 28 и подпункт 1 пункта 24 Порядка согласно которым выплата компенсации расходов прекращается при утрате гражданином права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуга, а основаниями для перерасчета размера компенсации расходов является изменение основания для назначения компенсации расходов пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае ответчик фактически прекратил выплаты компенсации Дегтяревой Л.Н, полагая, что та утратила право на получение мер социальной поддержки как педагог с момента увольнения и не приобрела такого права как пенсионер вплоть до подачи ею заявления в марте 2020 года и суммы компенсации получены ею неправомерно.
Вместе с тем, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 24 закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N78-03 "Об образовании в Свердловской области" в соответствии с которым право педагогических работников на компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов в сельской местности, означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2007 N53-Г07-4), а также разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками освещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N154/12-22) согласно которому право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами, суд апелляционной инстанции указал, что с 06 мая 2019 года у истца сохранилось право на получение этой же самой меры социальной поддержки, предусмотренной законом, и в том же самом размере, поскольку на момент увольнения истец уже получала пенсию.
Таким образом, Дегтярева Л.Н. указанным критериям соответствует.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств отражены в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2006 года N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что, Дегтярева Л.Н. не утратила право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности и не утратила право на получение компенсации, так как к моменту увольнения с работы педагога, она уже являлась получателем пенсии и с 06 мая 2019 года у неё сохранилось право на получение компенсации.
Доводы кассационной жалобы ответчика, в которой он повторно ссылается на обстоятельства дела и указывает на то, что Учреждение обязано действовать в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N690-ПП и не вправе было продолжить начисление компенсации после получения официальной информации о прекращении образовательной организацией с Дегтяревой Л.Н. трудовых отношений с 06 мая 2019 года, то есть о прекращении права на меру поддержки, при одновременном отсутствии у Учреждения информации о наличии у истца прав на меру социальной поддержки как "педагога-пенсиона"; Учреждение в силу пункта 15 Постановления N690-ПП при поступлении в марте 2020 года заявления Дегтяревой Л.Н. о назначении компенсации как "педагога-пенсионера" не вправе было назначать компенсацию расходов как "педагогу-пенсионеру" за период, предшествующий месяцу обращения фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемом судебном постановлении, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного постановления, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Камышловского районного суда Свердловской области от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Камышловского муниципального района "Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" - без удовлетворения.
Судья Козина Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.